H
H e
S L n s
с

«Робокросс-2017»: как это было. Репортаж с места события

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Слово «дождь» употребляется чаще, чем «роботы». Точнее, так: гости и зрители говорят: «Дождь! Как же они справятся? Машины заглохнут, дроны не взлетят!» А создатели беспилотнников всё равно выводят свою технику на старт.В самый разгар аномального ливня на полигоне «Группы ГАЗ» в Березовой пойме прошли восьмые всероссийские соревнования автоматизированных средств «Робокросс-2017».Идеальное место: Нижний Новогород, Берёзовая поймаПервыми российскими автомобилями, которых научили обходится без водителя, стали пять грузовых «ГАЗелей». В 2010 году они соревновались друг с другом в умении объезжать небольшие елочки на селигерской земле. С тех пор «Робокросс» еще несколько раз менял место дислокации, но в последние несколько лет нашел таки идеальное место: испытательный полигон «Группы ГАЗ» в Березовой пойме. Здесь и асфальт, и грунтовки, и пересеченная местность: в общем, тестируй – не хочу. В 2017 году из пяти тех самых легендарных «ГАЗелей»-роботов на старт вышла одна — машина, которую подготовили команды Нижегородского технического университета и Нижегородского автомеханического техникума.Будь она человеком, выступала бы по группе ветеранов: наклейки на капоте и бортах говорят о том, как много соревнований у нее «за плечами». Причем каждые из них — это дополнительная подготовка, настройка систем, бесконечные переделки и отладки. Но машина все выдержала и работает до сих пор.- Руль выстави! Ровно держи, пока кронштейн креплю, — за десять минут до старта возле «ГАЗели» продолжаются подготовительные работы.- К этому «Робокроссу» мы полностью заменили начинку: разработали виртуальную модель кабины, и уже с её помощью нарезали кронштейны и устанавливали их, — рассказывает студент НГТУ Антон Зотов.Сегодня машина будут работать на телеуправлении: руководить ее действиями предстоит оператору, спрятавшемуся от дождя в палатке. Водопровода нет, но есть вайфай«Робокросс» — это смешение хайтека и первозданной природы. Несколько дней участники живут в палатках, разбитых непосредственно на полигоне (никаких преференций «летняя» погода им не предоставляет – все те же +15 градусов тепла и бесконечный дождь). Водопровода нет, но есть вайфай. Еда из полевой кухни, но — невероятное количество ноутбуков на душу населения. На ногах — резиновые сапоги, в головах — формулы, недоступные пониманию большей части человечества.- Погнали! — команда НАМИ выводит на старт свой автомобиль-беспилотник. В прошлой жизни он был «Ладой-Калиной», но последние несколько лет «работает» спорткаром. Точнее, машиной, которая может ездить сам по себе.- Вам дождь не помешает? — в который уже раз спрашивают зрители.- Нет, у нас радарная технология, онак непогоде равнодушна, — отвечает участник команды Андрей Астахов.- Если бы были лидары, то есть датчики света, пришлось бы ставить на них антидождевой фильтр, — объясняет зрителям Антон Зотов.Несколько лет назад такое уже было. Погода стояла сухая и жаркая, пыль поднималась столбом, и машины одна за другой вставали прямо на середине трассы. «Да что ж такое?!» — хватались за голову их создатели. Потом выяснилось: частички пыли садились на датчики и машины «думали», что перед ними — бетонная стена. Как следствие, мгновенно тормозили, не желая попадать в аварию. Собственно, в лабораторных условиях автомобили уже сегодня могли бы ездить сами, без вмешательства водителя. Проблема лишь в том, что грязь, дождь, снег, грунтовые дороги, выбегающие пешеходы и прочие непредвиденные обстоятельства заметно отдаляют реальную ситуацию от лабораторной.- Мне кажется, машины, которые в буквальном смысле будут везти человека из точки А в точку Б полностью самостоятельно, появятся не раньше 2030 года, — говорит Андрей Астахов. — Тогда за рулем можно будет даже спать.«2030‑й год — это ведь практически послезавтра», — думаю я, вдыхая аромат полевой кухни и выливая из кроссовок дождевую хлябь. Как блондинка с паяльником стала крутым инженеромИ если кто-то хочет историю успеха, то — вот. Семь лет назад на первый «Робокросс» приехала команда «Аврора» из Рязани. Одной из ее участниц была Елена Захарова. Настоящая такая девочка — худенькая блондинка с большими голубыми глазами и, кажется, даже с рюшечками. Она паяла микросхемы и обнимала роботизированную «ГАЗель»: «Умничка моя, хорошо проехала, красавица!» Лена ездила на все «Робокроссы». Собственно, она и была движущей силой команды. Через пару лет«Аврора» стала победителем «Робокросса». Через год — еще раз. А потом студенты окончили вуз и основали компанию «AvroraRobotics».На этот «Робокросс» Лена приехала инженером успешной IT-компании и преподавателем вуза. А «Avrora Robotics» — организатором соревнований Junior Race. Это вообще уникальное явление: «Аврора» создала машины-роботы, очень похожие на реальные авто, но размерами раза в три меньше. И передала их командам из старшеклассников, чтобы те могли отрабатывать беспилотные алгоритмы.А Лена… снова решила поучаствовать в соревнованиях, уже во многом как наставник молодых.- Я обожаю «Робокроссы», — улыбается она и кладет руку на гибридную платформу, которую молодые «авроровцы» привезли на соревнования. – Здесь, во-первых, вкусно кормят и можно не беспокоиться о том, где взять еды. А во-вторых, мы можем всей командой работать столько, сколько хочется!- А сколько хочется? – спрашиваю ее, предполагая, что молодежи помимо работы наверняка нужна и дискотека.- В институте нас в 10 вечера выгоняют домой. А тут –работай пока не надоесть. Такие условия – это чудо!И я понимаю, что, пожалуй, оставлю слова Елены без комментариев.- Лена, а у вас ведь тоже была «ГАЗель»-робот. В этом году вы ее не привезли. Отправили на пенсию?- Нет, на ремонт. Мы приведем ее в порядок и обязательно в следующем году приедем вместе с ней. Я только сейчас поняла, насколько удобно с её помощью было работать. В кузове «ГАЗели» мы оборудовали место программиста. Какая бы ни была погода, машина всех нас принимала в свои бортовые объятия и мы внутри нее трудились над ее же усовершенствованием. В общем, испытательных платформ у нас было много, но «ГАЗель» — самая любимая.Ярмарка талантов ведёт на…заводЛюбое дело начинается с анархии. Помните первые интернетовские сайты? Никакой модерации и правил – пиши, что хочешь. Потом появились баны, нормы, антипиратская защита… Интернет стал серьезнее и безопаснее. С «Робокроссами» — то же самое. Семь лет назад после торжественного окончания самых первых испытаний и закрытия лагеря студенты задавали машине координаты, садились в кузов – и катались по полю. Грузовик сам рулил, разгонялся и тормозил. Правда, скорость развивал — 5 км/ч, но больше и не требовалось.Сейчас машины ездят «на поводке»: если автомобиль отправляется на трассу самостоятельно, за ним идет кто-то из участников команды и держит в руках кнопку, чтобы нажать ее и разомкнуть цепь, если вдруг в настройках что-то пойдет не так и машина свернет с трассы в одной ей ведомую сторону.И в кузове уже никто не катается – все стало серьезнее и безопаснее… Вообще, организовать «Робокросс» — это задача далеко не простая. — Скажите, а вам это зачем? – спрашиваю Павла Середу, директора дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили «Группы ГАЗ».- Мы ищем талантливую молодежь, — отвечает он. – Знаете, сколько человек, которые раньше студентами приезжали на «Робокроссы» и «Робофесты», сейчас работают в «Группе ГАЗ»? Более семидесяти. Сегодня мы активно занимаемся внедрением автоматизированных систем помощи водителю и нам нужны кадры, которые будут иметь высокие компетенции в этом направлении.- Это в первую очередь образовательная площадка для студентов, — добавляет Максим Петров, руководитель программы «Робототехника», — мы принципиально не допускаем до основных соревнований коммерческие компании. Здесь – только ребята, которые учатся в вузах, и аспиранты. Да, возникает много сложностей, не всем командам хватает средств просто чтобы добраться до нас: потому что телефон можно привезти в кармане, а транспортировать через пол-России автомобиль-«робот» — недешевое удовольствие. Но «Робокросс» развивается, с каждым годом участников все больше. Значит, мы движемся в правильном направлении.Пьедестал почетаАбсолютным победителем среди студенческих команд в направлении «РобоКросс-транспортные средства» признаны ребята из CVL Robotics Московского политехнического университета, лучшей командной среди разработчиков стал коллектив представляющий ФГУП «НАМИ», специальную номинацию «За волю к победе» получила команда Нижегородского государственного технического университета.В направлении «Беспилотные летающие средства» (БЛС) победителями в номинациях «Автономные БЛС» и «Лучшее техническое решение» стали москвичи из «Коптер Expres”, в номинации «Класс быстрого реагирования» победа засчитана коллективу Le Talo (Владимир), ониже первенствовали и по направлению «РобоКросс-технологии».Досье«Робокросс» — это соревнования студенческих команд. Каждая из них готовит для старта автомобиль или дрон, который может двигаться в автономном режиме. Задача для машины — проехать трассу, ориентируясь на дорожные знаки и расставленные препятствия, цель дрона — долететь до «зараженного квадрата», попасть в него, взять пробу воздуха и вернуться на базу.Организуют «Робокросс» «Группа ГАЗ» и благотворительный фонд «Вольное дело». В 2017 году его участниками стали 19 команд из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Коврова, Владимира, Оренбурга, Самары и других городов России. {gallery=robokross-2017}

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::