Будущее уже рядом

12:47 — 28.07.2017

Мы все верим в светлое будущее. Мы думаем, что лучшее ещё впереди. Что научно-технический прогресс человечества неизменно на благо, что он облегчает жизнь и страдания, приносит комфорт и свободное время, даёт современному человеку то, о чём его предки не могли и мечтать.
По большому, по глобальному счёту так оно и есть, конечно. Пенициллин и туалетная бумага, анестезия и автомобили, микроволновки и интернет значительно улучшили и облегчили человеческую жизнь по сравнению, скажем, со Средними веками, не говоря уже про более давние.

Но прогресс не даётся даром. Платить, в итоге, придётся всем, но кое-кому уже сейчас и гораздо больше, чем остальным.
* * *
Кто-то уже не справляется. Бунтуют дальнобойщики против «Платона», бунтуют таксисты против Uber и Яндекс-такси. Когда-то вот так же бунтовали несчастные цеховые ремесленники и подмастерья против новых фабрик и мануфактур, лишающих их работы. И врывались в новые цеха, и громили машины, и разбивали станки. Всё было бесполезно, прогресс они не остановили.
Фабричный способ производства победил ремесленный просто потому, что был эффективнее. Это стоило не просто карьеры, это стоило жизни многим сотням и тысячам ремесленников, годами обучавшихся своему ремеслу – и в итоге оставшихся без работы.
Uber и Яндекс тоже победят таксистов, несмотря на все уступки одних и протесты других. Так устроена современная цивилизация, так устроен мир вообще. Выживают сильнейшие, побеждают эффективнейшие. Современные онлайн-сервисы проще, быстрее, надёжнее и дешевле старых добрых таксопарков. Они победят, это вопрос нескольких лет. И тысячи таксистов останутся без работы.
* * *
Это только начало. Без работы скоро останутся вообще все шоферы, машинисты, моряки и лётчики. Как гражданские, так и военные. Технологии в транспортной отрасли неумолимо движутся в сторону развития беспилотных аппаратов. Tesla уже выпускает беспилотные автомобили, и они уже возят пассажиров по дорогам Америки. Скоро по этому пути пойдут остальные компании и государства, скоро спутниковых, программных и энергетических мощностей будет накоплено достаточно, чтобы отправить любой транспорт с любым грузом в любую точку земного шара простым набором адреса на панели или экране.
Дроны – это младенчество беспилотной эры, первый шаг в отрасли, как когда-то воздушные шары и дирижабли в авиации. Скоро дело будет поставлено на поток, скоро беспилотный транспорт будет производиться в промышленных масштабах. Платить одному программисту, управляющему грузовиками из офиса, будет выгоднее, чем десяткам и сотням водителям. Водители трамваев и троллейбусов через пару десятков лет станут такой же архаикой, как когда-то кучера и извозчики.
* * *
Вслед за водителями, отправятся в историю и все патрульно-постовые службы ГИБДД. Когда по дорогам будут перемещаться машины, управляемые не людьми, а программами, причём контролируемых разработчиками, штрафовать будет некого, и взятки брать тоже не с кого. Желающие пойти учиться на гаишников задумайтесь, профессия скоро станет неактуальной.
На дистанционное управление перейдут железные дороги, судоходные компании и даже авиация. И военная, и гражданская. Учиться на лётчиков сейчас тоже нет смысла, учиться надо на программиста, который будет управлять самолётами джойстиком, как в Play Station. И кораблями. И подводными лодками. И вообще всем, что предназначено для перемещения грузов в пространстве.
Грузчики, кстати, тоже скоро станут архаикой – их вытеснят роботы. На пенсию могут готовиться выходить пока ещё молодые курьеры и почтальоны – все мелкие посылки и бандероли скоро будут доставлять теми же дронами. Продавцы в магазинах, кассирши, библиотекари, билетёры, таможенники уже сегодня могут быть заменены простейшими роботами и примитивнейшими программами, а завтра будут заменены точно. Скоро будут созданы алгоритмы и написаны программы, позволяющие заменить большую часть банковских, офисных и административных служащих. Во всём налоговом ведомстве останется, может, десяток человек, забивающих новые цифры налогов, устанавливаемых правительством; всё остальное будет делать программа, автоматически списывающая все налоги, акцизы, сборы и платежи с вашего счёта.
Любая работа, которая может быть выполнена роботом или программой, неизбежно будет оцифровываться и избавляться от людей. Роботы не болеют, не опаздывают, не врут, что у них сломалась машина, не уходят в отпуск или декрет. Их, правда, периодически надо отправлять на техосмотр и ремонт, но это всё равно дешевле, чем платить зарплату.
* * *
Это будущее, которое настанет уже при нашей жизни. Это уже почти настоящее. Человеческий труд не исчезнет, конечно же; он просто переместится в другие сферы. Тех же роботов нужно будет придумывать и делать первые образцы по старинке, руками. 3D-печать, разумеется, шагнёт далеко, но 3D-принтеры всё равно придётся делать отвёрткой и молотком.
Останутся добывающие и перерабатывающие отрасли, останутся индустрии здравоохранения и развлечения. Диагнозы, наверняка, будет ставить программа, а операции делать роботы, но управлять ими, придумывать новые лекарства и методы лечения всё равно придётся человеку. И никакие роботы никогда не заменят проституток и артистов, боксёров и футболистов – это всё отрасли, где человек ни за что не согласится на андроидов, и оригинал всегда будет выигрывать у копии.
Работа у человека останется. Но это будет другая работа, и многие к ней будут не готовы, и миллионы останутся без средств существования. Научно-технический прогресс всегда шёл рука об руку с социальными потрясениями, войнами и революциями, и это та цена, которую западная цивилизация платила за своё военное превосходство и экономическое преуспевание.
* * *
Именно западная. В Средние века наука, допустим, в Китае или арабском мире была развита не хуже, а во многом и лучше, чем в Западной Европе. И многие открытия арабы или китайцы делали раньше, чем европейцы. Но когда вставал вопрос внедрять ли эти открытия в жизнь, повышая производительность труда и увеличивая армию безработных, Восток и Запад отвечали на этот вопрос по-разному. Стабильность и социальную устойчивость Китай предпочёл научно-техническому прогрессу, и в результате отстал на двести лет. Европа пожертвовала социальной устойчивостью, и миллионы безработных попросту вышвырнула во все концы мира в качестве колонистов и каторжан, а остальных перемолола в войнах и революциях. Такой была плата за прогресс и комфорт выживших.
История повторяется. Грядёт новый этап научно-технической революции, готовится новое массовое пополнение армии безработных. Западные элиты давно уже загодя занимаются программами ограничения рождаемости, но всё равно не успевают. Не все ещё азиаты и африканцы перебили друг друга в междоусобных войнах, не все ещё европейцы и американцы прониклись духом гомосексуализма и гедонизма. Многие по-прежнему рожают детей, некоторые не по одному разу. Они думают о будущем своих детей, и не знают, что будущего у них нет. Тому будущему, что сейчас настаёт, восемь миллиардов людей точно не понадобится.
Как именно будет сокращаться человечество, уже не суть важно. Важно то, что сокращаться оно будет неизбежно. И в этом нет ничего нового, через подобную процедуру мир проходил неоднократно. Светлое будущее, оно не для всех.

Комментарии (2):

10:32 — 29.07.2017, Куклин Юрий

Думаю, что статья направлена не по адресу. Её надо направить в правительство Путина, которое норовит повысить пенсионный возраст, вместо того, чтобы заниматься развитием, научно-техническим в частности


12:48 — 29.07.2017, шахтёр

В конторах не пишут пером, не считают на счётах? Однако, служащих меньше не стало. К революционерам, террористам добавились - хакеры, техногенные катастрофы, природные катаклизмы.
Программное обеспечение не исправит и не заменит человеческий фактор.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.