Нина Товстоног в образе Тоски.

Нина Товстоног в образе Тоски.

Она вошла царевной на подмостки

17:20 — 21.04.2009

Светлана Рымакова

20 лет назад Нина Товстоног дебютировала на нижегородской сцене. И первой ее партией в нашем театре оперы и балета стала партия Царевны в опере Плешака «Сказка о мертвой царевне». Эта работа выпускницы Московской консерватории была с симпатией встречена нижегородскими зрителями, замечена прессой.

В одной из публикаций музыковед Терханов предрекал начинающей певице, что «вскоре она станет одной из ведущих солисток нашей оперы». Действительно, врожденная музыкальность, хорошая школа, отшлифовавшая сильный звучный голос широкого диапазона, позволяли дебютантке браться за главные партии лирического и лирико-драматического сопрано. А были еще и богатые внешние данные, царственная походка, чарующая женственность. Все вместе это сулило яркую сценическую будущность.

Любопытно, что, дебютировав в образе, навеянном сказкой А. С. Пушкина Нина Товстоног и впоследствии воплощала на подмостках героинь великого поэта. Ее оперная Пушкиниана - это «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Каменный гость». В этих творениях Чайковского и Даргомыжского, вдохновленных гениальной литературой, она стремилась показать женщин непростой, порой трагичной судьбы, проникая в самую суть характеров, в глубину их души.

Любимая в череде пушкинских героинь - Татьяна Ларина. Чувствительная, наивная, такая искренняя. Неподдельность чувств, душевная прямота, страстность и бескомпромиссность великолепно переданы Ниной Товстоног в знаменитой сцене «Письма к Онегину». И столь же убедительна актриса в финале, в момент расставания Татьяны с бывшим кумиром, когда развеялись последние иллюзии.

«С убийцей вместе проклята и я» - это уже слова другой пушкинской героини, Лизы. Трагическое прозрение звучит в голосе певицы и отзывается горячим сочувствием в зрительских сердцах. Ария в последнем акте «Пиковой дамы» не только яркий момент роли Н. Товстоног, но и всего спектакля.

Будучи уже настоящим мастером оперной сцены, дипломантом Всесоюзного конкурса, Нина Товстоног подарила нижегородской публике свою Марию в опере Чайковского «Мазепа». Одна из сложнейших в музыкальном и драматическом отношении партий. Ведь героиня от горя теряет рассудок. В этом образе Товстоног опять проявила себя и как великолепная певица, и как тонкий психолог, способный понять, точно передать чужую драму.

Богатство и разносторонность актерских, вокальных возможностей Нины Владимировны определяет многогранность ее репертуара. То она княгиня Ярославна, жена плененного Игоря в опере Бородина «Князь Игорь». И с волнением слушаешь «Плач Ярославны», в котором воедино сплелись тоска по любимому и скорбь о разорении Русской земли.

А в «Бале-маскараде» Верди англичанку Амелию певица наделяет мягкостью, показывая при этом ее тяжелую борьбу между чувством и долгом. Обладая даром перевоплощения, Н. Товстоног умело передает национальные черты своих героинь. Ее Аида - истинная эфиопская царевна с горячей африканской кровью. Женщиной с пылким итальянским темпераментом предстает перед публикой Нина Владимировна в образе Флории Тоски, примадонны римской оперы.

Талант Н. В. Товстоног высоко оценила публика ближнего и дальнего зарубежья. Она - одна из самых «выездных» певиц нашей оперы. Ей рукоплескали меломаны Петербурга, когда в знаменитой Мариинке на одном из премьерных спектаклей «Сказание о граде Китеже и деве Февронии» она спела заглавную партию. В составе труппы Казанского театра нижегородская прима с партией Тоски совершила турне по Голландии. Творческие маршруты Нины Владимировны пролегли в Болгарию, Германию, Македонию, Францию. Газета «Фигаро», высоко оценив нашу певицу, писала: «Исполнительница Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» обладает удивительным по красоте мягким сопрано». А немецкие ценители отозвались о даровании Нины Владимировны так: «Если бы Товстоног пела в Германии, это было бы для Германии счастьем».

В 2001 году Нина Товстоног получила звание заслуженной артистки РФ. Секрет ее успеха в том, что она не останавливается, постоянно совершенствует свой профессионализм, оттачивает каждую партию.

В нынешнем сезоне Нина Владимировна работает рад ролью Чио-Чио-Сан в спектакле «Мадам Баттерфляй» по опере Пуччини. Весной ей предстоит впервые выйти к публике в образе хитроумной и озорной Ханумы. В марте певица подарила своим поклонникам большой сольный концерт. В зале Дома актера прозвучали в ее исполнении арии из опер, камерные произведения русских композиторов. А дальше - новая встреча с миром пушкинских героинь. Осенью состоится премьера «Русалки». В этой опере Даргомыжского на сюжет Пушкина заслуженная артистка России Нина Товстоног осваивает партию Наташи. Несомненно, эти работы станут новыми творческими достижениями солистки и подарят нижегородской публике мгновения радости, удивления, восторга.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.