Сергей Наумов: «Кругозор людей должен не только из компьютера исходить»

08:00 — 21.08.2017

Сергей Наумов: «Кругозор людей должен не только из компьютера исходить»

Автор фото: Юрий Правдин

Сергей Наумов: «Кругозор людей должен не только из компьютера исходить»

08:00 — 21.08.2017

«Чётко. Слаженно. Красиво». Именно такие слова президент России Владимир Путин написал министру образования Нижегородской области Сергею Наумову на фотографии, которая висит в его кабинете. Они очень ярко характеризуют ведомство, в котором работает Сергей Васильевич. Область в лидерах по «олимпиадникам» и уровню ЕГЭ. «Деловая газета» поговорила с Сергеем Наумовым, в частности, об уровнешкольного образования на Нижегородчине.

– Сергей Васильевич, сколько в этом году в регионе откроется школ?

– Всего в Нижегородской области 890 школ. Все они прошли проверку специальных органов и готовы 1 сентября распахнуть свои двери. Новых школ в этом году откроется три: на Бору (1000 мест), в Павлове (900) и в селе Натальино Навашинского района.

Ещё несколько школ планируется открыть в следующем году. У нас работает программа по ликвидации второй смены. В 2016 году было построено две школы: в Бутурлино и Семёнове. Ещё строятся школы в Суроватихе (500 мест), в Тонкине(450), в Балахнинском районе и в Нижнем Новгороде (на Гагарина и Сортировке). До 2025 года мы должны построить 71 школу и 26 пристроев к действующим школам.

Кроме того, разработана программа капитального ремонта школ – тех, которые имеют износ более 50 процентов. Стоимость программы – 13 миллиардов рублей (и это только по капремонту). По строительству школ – 30 млрд. Данная программа имеет софинансирование – федеральное, областное и муниципальное.

– Появляется старый новый предмет – астрономия. Он будет преподаваться в 10–11 классах. В этом году он будет включён в школьную программу только там, где есть готовность (где есть учитель и условия). В следующем году астрономия станет обязательной.

– А как вам кажется, этот предмет нужен современным школьникам?

– Очень нужен. Кругозор людей должен не только из компьютера исходить. Может, у кого-то проявятся способности, которые без этого предмета проявить не удастся.

– Как вы относитесь к платному образованию? Почему в Нижнем Новгороде так мало частных школ?

– Давайте говорить не только про платные, но и про негосударственные школы. Сейчас у нас таких образовательных учреждений 18. Из них часть – религиозные, православные. Есть школа имени Сергея Михалкова, Ломоносовская частная школа и школа «Ступени» в Приокском районе. Кроме этого, у нас есть ещё частные детские сады.

Как мне кажется, частные школы должны быть. Конечно, встаёт вопрос о качестве образования. Мы специально проводили исследования – у нас сейчас по ЕГЭ результат хороший. Он выше общероссийского. Уменьшилось количество школьников, которые не преодолели баллы. Если брать частные школы, то уровень по многим предметам у них выше, чем средний по области. Этому способствует то, что в частных школах количество учеников меньше, чем обычно. Возможно, более высок уровень отдельных преподавателей. Лучше материально-техническая база. Но с масштабной программой по строительству новых школ нам эту разницу удастся нивелировать.

– Насколько сейчас важно получить высшее образование? Нужно ли оно современному обществу?

– Если говорить о рабочих профессиях, в образовательных комплексах меняются стандарты. Нельзя стать без высшего образования учителем. Даже чтобы работать воспитателем детского сада, нужно специализированное высшее образование: одного колледжа мало. Оно необходимо и для того, чтобы стать государственным служащим…

– По вашему мнению, какие профессии ныне востребованы?

– Высок спрос на технические профессии. Почему все пошли в политех учиться? Потому что стали платить хорошие деньги в тех профессиях, которым там обучают. Ушли времена, когда не престижными были профессии врача и учителя. Сейчас эти специальности востребованы. Большим спросом пользуются специалисты рабочих и сельскохозяйственных профессий: появились мощные фермерские хозяйства. В то же время уменьшилось количество юристов и экономистов, потому что произошёл переизбыток.

– На посту министра вы уже более 10 лет. Как оцениваете свою работу?

– Мою работу оценивать не мне – это должны делать люди. Наша область находится на высоком уровне, например, по ЕГЭ. Второй показатель нашей результативности – «олимпиадники». Мы не выходим из десятки уже лет 10–15.

Мы гордимся, что с помощью губернатора, по его инициативе, мы открыли 27 ресурсных центров на базе техникумов. Такого в стране ни у кого нет. И самое главное, что у нас с 2006 года работала программа поддержки молодых специалистов, которая привлекла огромное количество ребят в педагоги.

Сокращается количество детских домов. Когда я начинал работать, в них находилось 2500 детей. Сейчас в области осталось только четыре детских дома. Нам удалось наладить систему, когда детей передают в приёмные семьи, на усыновление. Большое количество сирот, которые у нас были, обрели свои семьи.

Теги: Образование

1065

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.