257 миллиардов рублей выделят на очистку Волги

08:00 — 21.08.2017

257 миллиардов рублей выделят на очистку Волги

Автор фото: Юрий Правдин

257 миллиардов рублей выделят на очистку Волги

08:00 — 21.08.2017

Три десятка лет шли споры, надо ли поднимать уровень воды Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки, которая была изначально заложена в его проекте. Однако потери от поднятия отметки в разы превысили бы все плюсы от выросшей мощности гидроэлектростанции. Недавно премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение о строительстве Нижегородского гидроузла на Волге, который поможет решить проблемы не только с увеличением выработки электроэнергии, но и с судоходством.

И снова судоходство

Как утверждают специалисты, даже приблизительные потери от повышения отметки до 68 метров были бы катастрофичны: сотни тысяч гектаров затопленных плодородных земель, десятки ушедших под воду населённых пунктов, подтопление подвальных помещений в городах, ухудшение экологических условий всего региона. Под угрозой подтоп­ления оказались бы многие культурно-исторические памятники, в том числе Макарьевский монастырь, Староярмарочный собор, собор Александра Невского. К счастью, два года назад правительство страны поставило точку в этом вопросе – большой воды не будет. Большую беду отвели, но остались проблемы с недостаточной загрузкой Чебоксарской гидроэлектростанции и с крупнотоннажным судоходством, которое сейчас неосуществимо из-за недостаточной глубины на отдельных участках водохранилища.

О том, что строительство низконапорного гидроузла позволит без поднятия отметки создать условия для безопасного прохождения судов, в том числе через гидротехнические сооружения Чебоксарской ГЭС, специалисты говорили уже давно. Этот вопрос много раз поднимался в регионе на совещаниях самых разных уровней, но дальше обсуждений дело не шло. Вопрос упирался в финансы. А ведь гидроузел способен не только решить проблему с судоходством, но и обеспечить пропуск паводков, улучшить качество воды в водохранилище гидростанции. В Год экологии это особенно актуально. Теперь дело с мёртвой точки сдвинулось: согласно распоряжению премьер-министра, общий объём финансирования строительства объекта составит порядка 43,5 млрд рублей. Новый объект должен быть сдан в эксплуатацию до 2021 года. Напомним, несколько лет назад планировалось, что плотина будет одновременно переправой для автомобилистов, частью Северного обхода Нижнего Новгорода. Теперь это решение признано экономически нецелесообразным.

– Проект по своим масштабам таков, что здесь требуются консолидированные усилия всех, кто должен заниматься этой деятельностью. Этот проект невозможно просто переложить на регионы или сказать, что бизнес должен привести очистные сооружения в порядок. Эта река имеет государственное значение, для европейской части России это важнейшая река. Здесь проживают порядка 60 миллионов человек, – сказал Медведев.

Большая чистка

Заметим, строительство низконапорного гидроузла – только часть масштабной программы российского правительства по улучшению состояния Волги в целом. Объём федеральной программы по очистке Волги до 2025 года составит 257 млрд рублей. Об этом премьер-министр Дмитрий Медведев сказал на совещании о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании Волги.

Конечно, 257 миллиардов – большие деньги. Для реализации проекта требуются консолидированные усилия всех, чья деятельность имеет отношение к экологии, и в частности к Волге. Поэтому премьер предлагает продумать, каким образом и из каких источников каждый год будет финансироваться эта программа. По словам Медведева, нельзя допустить ситуацию, чтобы расходы на очищение Волги в основном легли на регионы. Участвовать в программе должны все – и федеральный центр, и все приволжские регионы, и бизнес. Промышленные предприятия тоже должны привести свои очистные сооружения в порядок.

Премьер поручил Минфину, Минэкономразвития, Минприроды и всем заинтересованным ведомствам представить свои предложения о соединении всех возможных источников. Каждый регион Приволжья также должен подготовить свои проекты по привлечению инвестиций для очистки и сохранения Волги.

Кстати, глава федерального Минприроды Сергей Донской уточнил, что потребуется и дополнительное финансирование, которое за три года составит 23,3 млрд рублей. Из них в 2018 году на очистку сточных вод потребуется 980 млн рублей дополнительных средств, в 2019-м – 11,3 млрд рублей, а в 2020-м – 11,1 млрд рублей. Причём, по его словам, эти суммы приведены с учётом их использования на поддержку деятельности Фонда модернизации очистных сооружений.

По заданию Росморречфлота заказчиком проекта Нижегородского низконапорного гидроузла является федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Разработку проекта ведут в самарском ООО «Техтрансстрой».

– Нижегородский низконапорный гидроузел на реке Волге – один из ключевых объектов воднотранспортной инфраструктуры европейской части Российской Федерации, – рассказал нам заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Константин Бобров. – Это завершение не доведённого до конца в советское время проекта зарегулирования естественного стока Волги, когда крупнейшая река Европы от Дубны в верховьях до плотины Волжской ГЭС на Нижней Волге лишилась естественного руслового стока и была превращена в цепь водохранилищ. То есть река не может существовать без постоянного вмешательства и обслуживания человеком. Единственный участок, где сохранился природнорусловый сток, выше Нижнего Новгорода, из-за сорванного в результате межрегиональных позднесоветских противоречий проекта строительства водохранилища стал в этих условиях слабым звеном 2000-километровой водохозяйственной и транспортной системы.

Гидроузел –это комплекс гидротехнических сооружений: шлюзы, водосливная и земляная плотины.

На Волге подобных сооружений ещё не было. В отличие от существующих гидроузлов, в состав нового входит водосливная плотина. При этом размеры камеры шлюза будут такими же, как и у построенных в разные годы волжских гидроузлов. Низконапорный гидроузел позволит обеспечивать в течение всей навигации, что особенно важно – в её маловодный период, гарантированные глубины на ныне лимитирующем судоходство участке Нижний Новгород – Городец. В период маловодья подъём уровня на этом участке будет обеспечиваться за счёт подпора перекрываемого русла реки. В остальное время река будет находиться в естественном состоянии. В результате на проблемном 57-километровом участке Верхней Волги будут выдержаны гарантированные четырёхметровые глубины. А это – важное условие сохранения сквозного транзитного судоходства на Волге, роста грузовых и пассажирских перевозок в Волжском бассейне. Строительство низконапорного гидроузла поможет решить несколько задач: повысить конкурентоспособность грузовых перевозок водным транспортом, более эффективно использовать водные ресурсы Горьковского и Рыбинского водохранилищ.

Вновь создаваемое водохранилище с рабочим названием «Сормовское» будет занимать часть территории Балахнинского и Городецкого районов, а также незначительно затрагивать Сормовский район Нижнего Новгорода. Проектная площадь водохранилища – 52,6 квадратных километра, протяжённость реконструируемого участка водного пути (от шлюза № 15–16 Городецкого гидроузла до створа проектируемого гидроузла) – 38 километров.

Теги: Общество

1371

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.