Золотой голос города

08:00 — 16.08.2017

Золотой голос города

Автор фото: Фото Юрия Правдина и из архива телерадиокомпании

Золотой голос города

08:00 — 16.08.2017

Глубокий бархатный баритон, удивительный по красоте и завораживающий с первого же звука, идеальная речь, размеренный темп… Голос Юрия Прохорова уже полвека главный голос нижегородского телевидения и радио.

Самый юный

Многие нижегородцы называют его золотым голосом и гордятся им не меньше, чем чехи голосом Карела Готта, с удивлением замечая, что годы над ними не властны. А начиналось всё в далёком 1966-м.

– Я только что окончил школу, услышал объявление по радио, что требуется мужской голос в комитет по телевидению и радиовещанию, – вспоминает Юрий Михайлович. – Подал заявление и через две недели поехал на конкурс.

– Как же вы к нему готовились?

– Никак! Хотя народу было очень много, все профессионалы, лишь я один неподготовленный. Но из 70 человек взяли почему-то меня, самого молодого.

– А красивый голос – от природы? Или вы, как Демосфен на берегу моря, тренировались произносить речи?

– У меня – от природы. И я благодарен судьбе, что таким голосом одарил меня Господь Бог. А научили всему мои дорогие учителя. Владимир Всеволодович Всеволодов – художественный руководитель и главный режиссёр дикторской группы Всесоюзного комитета по Телевидению и Радиовещанию, заслуженный артист РСФСР, актёр Московского театра имени Ленинского комсомола, он воспитал плеяду дикторов высокого уровня. Георгий Аполлинарьевич Яворовский – основатель и режиссёр Горьковского театра кукол, который был директором нашего театрального училища. И, конечно, мои старшие коллеги – Евгения Михайловна Горская и Валентина Николаевна Гришанина. Всем им низкий поклон.

Правила чтения

– Признайтесь, когда один на один с микрофоном читаете текст в студии, вы думаете о нас, слушателях?

– Есть три правила, чтобы хорошо прочитать. Нужно знать что читаешь, для кого читаешь и для чего читаешь. Если спокойно себе отвечаешь на эти три вопроса, удача гарантирована. Но чтобы это начало получаться, нужно лет десять.

– А чтение текста заранее, перед эфиром?

– Художественный или информационный читаю обязательно – для того чтобы расставить ударения. А если встречаются незнакомые слова, выясняю, что они означают. Как говорил Станиславский, актёр не имеет права слово произносить, если не знает его значения.

– Вы пользуетесь тем самым знаменитым словарём ударений для работников радио и телевидения шестидесятых годов?

– Да, Дитмара Эльяшевича Розенталя. Профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, он долгое время руководил факультетской группой дикторов телевидения и радио СССР.

– На ваш взгляд, с чем связаны странные ударения и нормы произношения, появляющиеся в новых справочниках?

– Это политика времени. В начале 1990-х на радио и телевидение пришли люди, не знакомые не только с техникой произношения речи, но и не знающие русского языка вообще. Именно тогда разогнали всех дикторов страны. Оттуда всё идёт и, к сожалению, никак не закончится. С тех пор в словарях и появились расхождения. Да, я понимаю: есть разговорный язык, есть произношение московское, есть петербургское. Но должны же быть хоть какие-то правила! Без них наступает анархия. Половину букв ведущий не выговаривает – раньше о таком и подумать было нельзя!

Я очень люблю концерт для старшего поколения слушателей, который читаю в паре с Ольгой Филиной. Они очень его любят, а мы делаем его с душой.

К микрофону – кто угодно

– Юрий Михайлович, раньше за ошибки в эфире дикторов наказывали. Как?

– Случалось, и от работы отстраняли. У нас было много журналистов, все члены Союза журналистов СССР, но только 10 процентов из них допускалось к микрофону. И не потому что у них были дефекты речи. Просто дикторы это делали лучше. Сейчас к микрофону может попасть кто угодно. Недавно ко мне пришёл юноша, рассказал про курсы, где ставят голос. Я спрашиваю: кто? Журналисты, отвечает. Но позвольте, голос ставит только фониатр – врач по образованию!

– Что главное для идеального диктора?

– Диктор высшей категории, которая, кстати, даётся очень немногим, умеет читать стихи, прозу, всю литературу. И, конечно, передовые статьи. Попробуй прочитать передовую статью газеты «Правда», которую слушало всё политбюро ЦК КПСС. Их на Всесоюзном радио читали только несколько человек. Тут нельзя было ошибиться.

– А какая ошибка была самой смешной в вашей карьере?

– О! Был у нас уроженец Болдина Константин Фёдорович Катушев. Секретарь ЦК КПСС, заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям, министр внешних экономических связей СССР. Я только пришёл из школы и понятия не имел, где ударение в его фамилии. Пока читал, по-всякому поставил. Партнёрша – Валентина Николаевна Гришанина – меня ногой толкает, у неё руки дрожат. Думал, уволят. Но вот работаю до сих пор.

Новости из прошлого

– Сегодня в эфире программы «Вести-Приволжье» ГТРК «Нижний Новгород» на канале «Россия 1» идёт проект «60 сюжетов Горьковского ТВ»…

– Да, это восстановленные с плёнки сюжеты, которые в разные годы выходили в программе «Горьковские новости». Мы с Ольгой Филиной читаем их заново. Когда к 60-летию горьковского-нижегородского телевидения задумывался этот проект и мне позвонили – предложили поучаствовать в проекте, я не раздумывал.

Не всё читал тогда я, но свои сюжеты помню абсолютно, и это очень интересно!

…До эфира остаётся минута. Юрий Михайлович берёт папочку с распечаткой текста, а я снимаю с его пиджака пушинку…

– А это мои любимые кошки, от них всегда где-то пушинка остаётся, – улыбается он.

И идёт в студию, чтобы прочитать в эфире новость 1978 года.

Осторожно, двери закрываются!

Каждый раз, входя в автобус или трамвай, вы слышите красивый голос, который объявляет все остановки и призывает «во избежание конфликтных ситуаций» приобретать билет у кондуктора. Да, вы правильно догадались: это тоже Юрий Прохоров.

– Много лет назад наш губернатор подарил городу автобусы, – рассказывает он. – Меня пригласили ведущим на их торжественное вручение на площади Минина. Я провёл мероприятие, какие-то там характеристики зачитывал об автобусах и о людях, и кто-то из руководства услышал меня из динамика. А когда стали ставить автоинформаторы в общественном транспорте, решили использовать именно мой голос, чтобы озвучить остановки всех маршрутов.

– Что дал вам этот опыт?

– Очень многое. Как раз тогда на радио была безработица. А это работа – очень трудоёмкая, хотя и не творческая. Те, кто ездил в транспорте, услышали мой голос и стали предлагать что-то озвучить – рекламу, ролики, фильмы. Так нижегородский транспорт стал для меня своеобразной рекламой.

– Как знакомые реагируют, узнав ваш голос?

– Как раз недавно меня спросили: почему твой голос перестал звучать в метро? Сказали, что теперь даже ездить не хочется. А я и не знаю – в метро не езжу. Кто там сейчас звучит? Надо проехать хоть пару остановок и узнать!

 

В эфире вместе с Евгенией Михайловной Горской

Теги: Культура

1510

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.