Выбор свободы

08:00 — 16.08.2017

Выбор свободы

08:00 — 16.08.2017


На вопросы наших читателей продолжает отвечать протоиерей Владимир Гофман.

– У нас растёт число храмов, православных учебных заведений, воцерковлённых людей. Но когда смотришь, что происходит вокруг, – ощущение, что и насилия в обществе становится больше. Чем церковь объясняет этот парадокс?

Юрий Васильев, Арзамас

– Нет, не больше, конечно. И даже значительно меньше. Стоит почитать, как жили люди в дохристианском мире, – мороз по коже. Но мы живём в христианскую эру. Изменился ли человек? Можем ли мы вычеркнуть из Синайского законодательства хоть одну заповедь как уже отжившую? Нет. Всё те же десять…

Христос родился, чтобы спасти нас от греха и смерти. Он это и сделал, принеся себя в жертву на Голгофе. Так говорит учение церкви. Почему же греха всё больше и смерть не пропала? Вопрос непростой, и ответ на него связан с понятиями свободной воли человека и воли Божественной. Святые отцы говорили: Бог спасает нас не без нас. То есть мы призваны участвовать в своём спасении. Ну а уж если сами того не хотим… И ещё: Бог никогда не отнимает у человека раз и навсегда дарованную ему свободу. Он как бы говорит нам: пожалуйста, выбирайте, если захотите, я вам помогу. Хотим ли мы этого, думаю, вы знаете не хуже меня.

Теперь о смерти, которая осталась. Телесная смерть человека здесь, на земле, осталась, безусловно. Но Христос спас нас от смерти в вечности. Опять же, если человек желает вечной жизни.

Бог не сотворил, да и не мог сотворить зла и страданий в мире, потому что «Бог есть любовь» (1 Иоан.4:16). Но Он дал человеку, как и ангелам, великий дар – свободу. Древо познания добра и зла и заповедь о невкушении его плодов в раю и даны-то были для укрепления воли первых людей. Предупреждение, что если нарушите заповедь, то «смертью умрёте», имеет двоякое значение: смертью телесной и смертью духовной. Но мы знаем из Писания, что «Бог смерти не сотворил». Значит, здесь ещё одно предупреждение: если нарушите эту единственную заповедь, которая для вашей же пользы и дана, – в мир придёт смерть, изменится ваша природа и природа всего мира. Не понял, к несчастью, первозданный Адам предупреждения, потому что не имел опыта жизни без Бога.

Что произошло дальше, ясно говорит апостол Павел: «… Одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим.5:12). Так что по своей воле человек принёс в мир смерть, а жизнь без Бога, боязнь смерти повлекли за собой зло, пороки, как результат – страдания. Почему Господь не захотел это предотвратить, думаю, вы уже поняли. Ведь тогда он лишил бы человека дара свободы выбора между добром и злом.

Христос своей жертвой даёт нам возможность вернуться к первозданному состоянию, но уже имеющими опыт жизни без Бога, а значит, научившимися любить его и выполнять заповеди. Вот так мудро устроил Господь этот мир. И человека. Апостол Павел в послании к римлянам писал: «Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19). Вот так мы устроены.

Теги: Общество

642

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.