Кукольное царство

10:07 — 26.07.2017

Как у многих авторов, куклы Елены очень похожи на неё.

Как у многих авторов, куклы Елены очень похожи на неё.

Автор фото: Фото из архива Елены Филатовой.

Кукольное царство

10:07 — 26.07.2017

Эта история похожа на сказку. Жили-были три сестры. Одна стала модельером-конструктором, вторая — дизайнером интерьеров, художником, а третья — кукольным мастером. И теперь кто хоть раз увидит созданных ею кукол, влюбляется в них и узнаёт везде с первого взгляда.

Наша сегодняшняя гостья — удивительный кукольный мастер Елена ФИЛАТОВА.

Сёстры

— Елена, каких кукол вы любили, когда были маленькой?

— Это были большие, красивые куклы с резиновыми головами и руками и с пластмассовыми телами и ногами — их помнят все, чьё детство пришлось на советские годы. Но мне больше нравилось не играть с куклами, а мастерить что-то для них — шить, клеить, резать, лепить. В детском саду я рисовала утончённых принцесс с копной волос и короной, с маленькими ножками в туфельках, выглядывающими из-под пышного кринолина, делала бумажных кукол и одёжки для них.

— А когда вы сделали свою первую куклу?

— Это было уже в художественной школе. Мы всей группой ставили кукольный спектакль по сказке «Золушка». Я сделала Фею-крёстную. У неё было розовое платье и длинные волнистые волосы из распущенного синтетического шнура.

— Почему же вы решили стать строителем?

— Сестра училась в архитектурно-строительной академии и как-то сказала мне: «Давай к нам!» Так я поступила на факультет архитектуры и градостроительства (на факультет дизайна без диплома художественного училища не брали). Проектирование и точные науки мне не очень нравились, а вот живопись, рисунок, скульптуру и историю искусств посещала с удовольствием. На третьем курсе осознала, что великим архитектором мне не стать. По профессии никогда не работала, но навыки, приобретённые по любимым предметам, очень пригодились при создании кукол.

— То есть кукол вы начали делать по велению души?

— Скорее, случайно: сестра подарила упаковку массы для моделирования. Этот брикет пластика долго лежал и ждал своего часа. Я, начитавшись Интернета, сделала первую куклу… И тут меня понесло! Захотелось делать ещё и ещё. Теперь я не представляю своей жизни без кукол.

Вне портрета

— Среди ваших любимых фильмов сказка «Три орешка для Золушки». Не он ли стал одним из ключей к увлечению?

— Сказки — неисчерпаемый источник вдохновения. Я их перечитывала и пересматривала, даже зная наизусть. Эта любовь помогает создавать сказочных персонажей — Золушку, Колдунью, Деда Мороза и Снегурочку, Русалочку, Бабу-ягу, Домового, царя Еремея…

— Делали ли вы портретных кукол?

— Я осознанно пытаюсь придать куклам нарочитую кукольность и не ставлю себе задачу сделать копию человеческого тела. Поэтому я никогда не бралась за портретку, да и не особо мне удаётся передавать портретное сходство — это я выяснила ещё в институте, когда рисовали с натуры.

— Как же рождается замысел новой куклы?

— Главное — я не сажусь за работу в плохом настроении, потому что знаю: ничего хорошего не выйдет. Бывает, на глаза попадается какая-то деталь — и в голове рождается целый образ будущей куклы, и начинаешь бешено размышлять — как, из каких материалов воплотить задуманное. Так, для куклы Колдуньи отправной точкой послужил сломанный половник. Он впоследствии стал котлом, в котором варятся волшебные зелья.

— Ваши эскизы превосходны! Неужели каждую куклу вы сначала рисуете?

— Иногда это маленькие почеркушки, чтобы не забыть вдруг всплывший в воображении новый образ, но бывает, что кукла рождается без эскиза. Редко когда удается сделать её «от и до» без каких-то изменений. Ткани и все фитюлечки, которые я использую в работе, очень капризны. Рассчитываешь на то, что они состыкуются, а они распадаются, и кукольный образ претерпевает метаморфозы.

— Сколько же времени уходит на создание куклы?

— Это процесс трудоёмкий, кропотливый — на каждую куклу я трачу порядка четырёх-семи недель, иногда больше, — но невероятно увлекательный, позволяющий экспериментировать с материалами.

Тайны костюма

— Что главное при создании костюмов?

— Работая над ними, я пересматриваю много информации по истории. Сложно собрать в единое целое многообразие деталей, подобрать фактуры и цвета так, чтобы всё смотрелось гармонично. Поэтому я с особой тщательностью подхожу к выбору тканей, иногда приходится расписывать их самой. Наряды кукол — стилизация эпохи. Пока мне ещё не представился случай сделать историческую реконструкцию костюма конкретного века, но желание есть, ибо старинный костюм меня привлекает многообразием деталей, которые я очень люблю, богатством тканей и драгоценностей.

— Вы ведь создаете ещё и украшения для кукол, которые выглядят как дорогие ювелирные.

— Чаще всего я использую готовую бижутерию, только тщательно отобранную. Но, бывает, и сама делаю из фурнитуры нужную кукле украшалку. Очень хочется поучиться настоящему ювелирному мастерству, жалко, что времени совсем нет.

— Ваш фирменный стиль — сложная композиция с множеством деталей…

— Поначалу я делала просто кукол в красивом наряде, но потом мне захотелось добавить им историю, которая бы рассказала о кукле больше, чем автор о своей работе. Так стали появляться композиции, насыщенные множеством деталей. Мне кажется, это намного интереснее как для меня, так и для зрителей, которые могут долго рассматривать каждую мелочь.

Число моих кукол перевалило за сотню, многие из них нашли новый дом и любящих их обладателей даже за океаном!

Трио золушек

— Сложно ли расстаться с созданной куклой?

— Легко и непринуждённо! Я-то всегда смогу сделать себе ещё. У меня дома нет ни одной сделанной мною куклы. Все они или нашли себе новый дом, или красуются в салонах города в ожидании такового.

— Можно ли повторить куклу? Сделать на заказ?

— Я стараюсь делать их в единственном экземпляре, но бывает, заказчик просит повторить. Так на свет появилось несколько пар Дедов Морозов и Снегурочек, три почти одинаковых Золушки. Но дублировать свои же работы неинтересно, тем более что в голове уже целая куча идей, ожидающих воплощения в жизнь. Иногда заказчики сами предлагают идею, тогда работа идёт легко и приятно! Так, например, я создавала Царя. Заказчица попросила, чтобы он был как из фильма-сказки, где играет Михаил Пуговкин, — в подарок мужу на юбилей.

— А существует ли каталог ваших кукол? Они так прекрасны, что хочется иметь хотя бы книгу о них.

— Давно уже витает идея сделать каталог с куклами, но для печатного издания необходимы качественные фотографии, а я не всегда даже успеваю сфотографировать очередную куклу, не то чтобы заказать профессиональную фотосъёмку. Но для себя я сделала книгу, в которую собираю эскизы и фотографии сделанных по ним кукол. Ещё у меня есть сайт, где выставлены все-все мои куклы от начала увлечения ими: http://mirfild-elen.blogspot.ru/p/blog-page_4228.html

— Кстати, а кто вы в обычной, некукольной, жизни?

— Никто, у меня вся жизнь кукольная! Заказы, выставки, ещё заказы, ещё выставки, немного кукол-отсебятин и опять заказы-выставки. Скоро из дома выгонят за профнепригодность: еду не готовлю, в доме не убираю, когда завал в работе. Если бы не куклы, даже не знаю, в какое бы русло могла направить свою энергию. Поэтому я продолжаю их создавать и, думаю, буду делать это ещё долгие годы.

1991

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.