Дети-индиго из ядерного центра. Чем юные изобретатели из Сарова будут удивлять мир в Японии (новые подробности)

09:49 — 24.07.2017

Школьники презентовали беспилотник, реагирующий на дорожные знаки.

Школьники презентовали беспилотник, реагирующий на дорожные знаки.

Автор фото: Юрий Правдин

Дети-индиго из ядерного центра. Чем юные изобретатели из Сарова будут удивлять мир в Японии (новые подробности)

09:49 — 24.07.2017

«Цвет нации», «будущее отечественной науки» — именно такие слова приходят на ум, когда знакомишься с учениками саровской школы информатики «Вектор " и их проектами. Подумать только: эти ребята ещё школу не окончили, а уже разбираются в сложных физических процессах, создают собственные программы для управления автомобилями-беспилотниками и системы на основе искусственного интеллекта… Эти молодые люди поедут представлять Россию на конкурсе юных изобретателей в Японии International Exhibition for Young Inventors (IEYI), который будет проходить в городе Нагоя с 27 по 29 июля.

РОБОТ, ЗНАЮЩИЙ ПДД

Небольшая машинка самостоятельно ездит по нарисованному на полу кругу, а рядом два мальчишки возятся с ноутбуком и показывают веб-камере распечатанные на небольших бумажках дорожные знаки.

— Это роботизированный автомобиль, который может распознавать дорожные знаки и сигналы светофора и реагировать на них в соответствии с правилами дорожного движения, — рассказал «Деловой газете» автор проекта, ученик 10-го класса Максим Бушуев. — Авто я сделал сам, начинив готовый корпус датчиками и электроникой. Оно снабжено интеллектуальной системой «компьютерного зрения».

Принцип работы такой: на машине установлена веб-камера, которая захватывает изображение, затем оно передаётся на специальную плату, на которую загружен алгоритм распознавания знаков, и там же обрабатывается. По словам юноши, такая система необходима для создания беспилотных автомобилей.

— Через каких-нибудь три десятка лет беспилотный транспорт станет неотъемлемой частью нашей жизни. Но, думаю, первые беспилотники появятся в нашей стране уже в ближайшее время. Я был на всероссийских соревнованиях по робототехнике в «Иннополисе», на «Робокроссе», но нигде не было представлено эффективных систем распознавания дорожных знаков. Точнее, они существуют, но либо плохо справляются со своей задачей, либо слишком ресурсозатратны, — добавил Максим.

На вопросы о том, когда он начал заниматься робототехникой, школьник, не задумываясь, отвечает: с 7-го класса.

— Для меня это не просто увлечение, а подготовка к выбору профессии, — признался собеседник. — Когда окончу школу, очень рассчитываю продолжить образование в университете «Иннополис» или нижегородском политехе. В общем, моя мечта — стать хорошим программистом, способным решать широкий спектр задач.

ЧЕМ ДОЛЬШЕ ЗАКИПАЕТ ВОДА, ТЕМ ЛУЧШЕ!

Работа ещё одной участницы конкурса — Ксении Пуртовой — отвечает на очень интересный вопрос: на какой ноте свистит чайник. Оказывается, на ноте соль! Причём его «пение» может растягиваться на целую октаву.

— В школьных учебниках процесс кипения объясняется просто и неинтересно: «Внутрь пузырьков начинается испаряться вода, и они наполняются водяным паром. Когда вода достаточно прогреется, наполненные водяным паром пузырьки будут лопаться на поверхности воды. При этом пар будет выходить в воздух. Это — кипение», — процитировала девушка учебную литературу. — Но на самом деле это настолько увлекательно! Представьте себе: процесс кипения нашёл применение даже в работе большого адронного коллайдера, который, как надеются учёные, позволит получить ответ на вопрос о существовании тёмной материи и выявить закономерности её появления. Но в целом сам процесс кипения ещё недостаточно изучен. Так, например, непонятно, почему в закрытом сосуде вода закипает раньше. Я захотела обосновать это с точки зрения молекулярной физики и в процессе разработала способ оценки чистоты воды в зависимости от начала кипения. В ходе исследований я пришла к выводу, что грязная вода закипает быстрее, чем чистая.

Несмотря на увлечение физикой, своё будущее Мария также связывает с программированием.

ОТ БЕСПОРЯДКОВ СПАСЁТ… КОМПАС

А вот 17-летняя Мария Яушкина хотела бы построить карьеру в военной отрасли, занимаясь… проектированием оружия и танков. Пока же школьница «разминается» на гражданских разработках. Так, на конкурсе в Японии она представит свой звуковой компас — автономную систему, способную определять направление по источнику звука, точнее — по изменению его громкости и интенсивности.

— В основе её работы лежит бинауральный эффект, возникающий, например, при восприятии звука двумя ушами. Он позволяет определить направление на источник звука, что делает звуковое восприятие объёмным, — пояснила Мария. — Моя установка может использоваться в системах безопасности для предотвращения общественных конфликтов: работая в связке с камерами наблюдения, компас будет разворачивать её объектив в том направлении, откуда раздаются звуки, превышающие фоновый уровень, например, крики, звук разбитого стекла, выстрелы. Это позволит операторам быстро реагировать на сигналы и подключать правоохранительные органы для предотвращения беспорядков.

Девушка призналась, что никогда не стремилась создать что-то исключительное — она просто берётся за то, что под силу любому, но выкладывается на все сто.

— Самое трудное в работе — это начало. Я считаю, что нерешительность — это вор возможностей, поэтому всегда делаю этот первый трудный шаг для достижения цели, — сказала школьница. — Я понимаю, что успех не придёт ко мне сам, поэтому сама должна к нему идти. Эту простую истину помог понять папа, который на протяжении всей моей проектной деятельности был моим учителем и помощником.

Игорь Уточников, директор школы информатики «Вектор++»: 

– Наша школа работает уже четвёртый год. Создавалась она в Сарове, но позже появился филиал и в Нижнем Новгороде. Сейчас у нас обучается около 350 ребят в возрасте от трёх до семнадцати лет. Понятно, что самые маленькие из них программированием ещё не занимаются, но уже знакомятся с базовыми понятиями. Вообще, главная задача нашей школы – дать детям вектор развития в профессиональной жизни. Мы хотим доказать им, что нет запредельно сложных тем, просто надо неустанно получать новые знания и совершенствоваться в выбранной области. Помогать им в этом готовы наши преподаватели, каждый из которых уже достиг внушительных высот в сфере IT или инженерном деле. При отборе проектов на конкурс мы руководствовались тремя критериями. Во-первых, они должны были быть актуальными, интересными для современных людей. Во-вторых, их авторы сами должны были проявлять активность и гореть желанием представить свои работы на международной арене. В-третьих, мы отбирали только те изобретения, которые уже выставлялись на областных и российских конкурсах и получили там высокую оценку. 

  Альбина Разина, заместитель министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области:

– Школа «Вектор++» создаёт будущее в лице молодых специалистов, которым предстоит работать в высокотехнологичных отраслях. Именно эти ребята будут определять развитие науки и промышленности в нашей стране. Учебное заведение является участником Саровского инновационного кластера, который сегодня объединяет более 50 высокотехнологичных предприятий, занимающихся инновационным производством, фундаментальными и опытно-конструкторскими исследованиями. С 2012 по 2016 год объём инновационной продукции, выпущенной саровским кластером, вырос более чем в 2,5 раза – с 23 до 59 миллиардов рублей. И это далеко не предел.

210

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.