Любить врагов своих

09:54 — 19.07.2017

Любить врагов своих

09:54 — 19.07.2017


Дорогие читатели! На проект «Православная инициатива» вы присылаете не только конкурсные работы «Тепло родного очага», но и свои вопросы на тему православия. Мы передали их в Нижегородскую епархию и сегодня открываем канал обратной связи. Отвечает протоиерей Владимир ГОФМАН.

— Зачем нужно ходить в храм? Можно ведь, веруя в Бога, молиться и дома. Разве Бог обитает в храме, а не в душе?

Екатерина Сергеевна, Кстово

— Действительно, молиться можно и дома, и в лесу, и в поле — Бог всегда рядом с нами («Я с вами во все дни до скончания века», Мф.28.20) — и молиться Ему можно в любом месте. Почему же тогда уже много тысячелетий люди посещают храмы — места, где предполагается особое присутствие Бога? Уже потому, что Сам Бог так заповедал. «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделаете, как Я показал тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ея…» (Исход 25.8,9). В храме совершается общая молитва, для которой мы должны собираться вместе по примеру апостолов: «…И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24.53).

Наши оправдания своей лени, дескать, я помолюсь дома, не имеют основания. Такой человек обычно и дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Мы говорим, что любим Бога. Любовь же всегда жертвенна. Наша малая жертва заключается в том, что мы отдаём своё время посещению Дома Божия, так мы учимся жертвенной любви, образец которой дал нам Спаситель, принесший Себя в жертву на Голгофе за нас. И ещё: только в храме совершаются таинства, прежде всего Евхаристия, здесь каждый день Христос зовёт нас: «Вот Тело Моё и Кровь Моя — причащайтесь. И кто же отказывается от Святых Таин?» «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12.30).

— Хотелось бы понять смысл выражения: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую». Это значит, что человек не должен отвечать на оскорбления? Но как же тогда самоуважение?

Ольга Викторова, Нижний Новгород

— Вообще-то, христиане во многом отличаются от язычников — они стараются жить по законам, которые заповеданы Христом. Мир же живёт, во многом опираясь на другие законы, которые относятся, скорее, к временам Ветхого Завета, когда правилом было око за око и зуб за зуб. Христос принёс людям новый закон — любить не только ближних, но и врагов своих. Безусловно, это делать трудно. Но с Божией помощью возможно.

Что касается заповеди, о которой вы спрашиваете, то не ответить в данном случае — это проявление силы, а не слабости. Христианин не отвечает не потому, что испугался, а потому, чтобы прервать цепочку зла. Мы всему учимся у Христа. Святоотеческая литература, жития святых полны примеров терпения в скорбях и обидах. Святые всегда молятся за своих обидчиков по примеру Спасителя нашего Иисуса Христа, который и на кресте молился за своих палачей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23.34). Эти слова и нам следует повторять почаще. Св. преподобный Иоанн Лествичник указывает на три вида перенесения обид: смолчать; печалиться за обидевшего, но за себя радоваться; только печалиться за обидевших, а о себе не думать. Выбирайте любой из этих способов по мере своих сил, и это будет по-христиански.

P. S. Дорогие друзья! Мы по-прежнему ждём ваших вопросов, адресованных священнослужителям. Задать их можно по электронной почте info@pravda-nn.ru, а также по адресу: 603006, Нижний Новгород, ГСП-417, ул. Варварская, 32 («Нижегородская правда»). В письмах и на конвертах не забывайте делать пометку «Вопрос священнику».

432

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.