«Арсенал» современного искусства

09:54 — 19.07.2017

Светлана ИКОННИКОВА

Искусство вовсе не обязано развлекать зрителей, оно может вызывать самые разные эмоции.

Искусство вовсе не обязано развлекать зрителей, оно может вызывать самые разные эмоции.

Автор фото: Фото автора.

«Арсенал» современного искусства

09:54 — 19.07.2017

Светлана ИКОННИКОВА

20 лет назад в Нижегородской области официально появился центр современного искусства. Правда, занимал он совсем небольшую площадь и поначалу не претендовал на титул властителя дум. Сегодня «Арсенал» — один из самых уважаемых и известных нижегородских музеев как в России, так и далеко за её пределами.

Выбор российского народа

В середине 90-х годов художники-концептуалисты Виталий Комар и Александр Меламид сказали: «Вам не нужно современное искусство? Хорошо. Будет вам счастье». Возможно, слова были несколько иными, но суть — именно такой.
К работе молодые люди подошли творчески. Они опросили сотни, если не тысячи, россиян, американцев, норвежцев, итальянцев, представителей других стран и выяснили, что именно люди хотели бы видеть на картине, которую они готовы повесить у себя дома. А потом на основе предпочтений изобразили народный «идеал».

Попробуйте догадаться, как выглядела идеальная картина русского народа? Правильно: пасторальный пейзаж с берёзками, ёлками, озером, детьми и абстрактным святым, размышляющим о бренности мира сидя на камне.

Знаете, картина какого народа оказалась сильнее всего похожей на российскую? Американского. Только вместо детей там — счастливая семья, ёлки заменены секвойей, а взамен святого — Авраам Линкольн.

Собственно, представители других стран голосовали в том же ключе. Все выбрали реализм, все хотели, «чтоб пейзаж и люди», и только итальянцы остановились на абстрактной живописи.

Современное искусство, притом что некоторым его произведениям исполнился уже век, по-прежнему для многих остаётся «объектом непонимания».

А «Арсенал» — объектом притяжения. Как ему это удается?

Стоп! Смотрите сюда!

Здание в Кремле, где «Арсенал» располагается сейчас, появилось у музея только в 2011 году. До этого филиал Государственного центра современного искусства (так «Арсенал» именуется официально) располагался в Доме архитектора. Но по-настоящему известным и культовым он стал именно после обретения собственного «дома». И оказалось, что красный кирпич кремлёвской стены как нельзя лучше подходит для искусства сложного и непонятного. Хотя на самом деле — очень простого и доступного каждому.

— Этот вопрос задают постоянно: зачем нужно современное искусство? — перед торжественной церемонией открытия новой выставки директор «Арсенала» Анна Гор читает лекцию для всех желающих. — Пожалуй, в качестве одного из ответов можно вспомнить выставку, которая год назад прошла в Эрмитаже и о которой говорили, кажется, везде — от телепрограмм до соцсетей.

Анна Марковна рассказывает про экспозицию бельгийского художника и театрального режиссёра Яна Фабра. За год до выставки Ян Фабр, облачившись в доспехи рыцаря, прошёл по залам Эрмитажа, оценивая и произведения, и поведение зрителей. А затем более двухсот своих работ разместил в основной экспозиции музея.

Анна Гор показывает снимок: рядом с картиной нидерландского художника XVI–XVII веков Франса Снейдерса — небольшая инсталляция Фабра: человеческий череп, созданный из множества панцирей жуков-златок, держит в зубах тушку небольшой птицы. Посетители в большинстве своём были шокированы и требовали убрать инсталляцию от картины.

— Но мимо этой висящей во втором ряду работы шёл нескончаемый поток туристов, — поясняет Анна Марковна. — Именно мимо: эта работа, когда по ней только скользят взглядом, современного зрителя «не цепляет». А Ян Фабр, поставив рядом с ней восклицательным знаком свою инсталляцию, заставил этот поток остановиться, подумать, сравнить. Музей вообще не для того, чтобы развлекать. Музей для того, чтобы думать.

Пять советов посетителям

— Помните, что в отличие от классического искусства современное не столько изображает объект, сколько демонстрирует отношение автора.

— Если картина или инсталляция вызывают у вас негативные чувства, подумайте: почему автор хотел добиться именно такого эффекта?

— Обязательно прочтите название картины и краткую аннотацию. В современном искусстве название — один из ключевых элементов произведения, дающий путь к разгадке.

— Не ищите единственно верный ответ: то, как вы чувствуете, — это и есть ваша правда.

— Не стесняйтесь спрашивать непонятное у представителей «Арсенала», дежурящих в зале. Они с улыбкой и уважением ответят на все ваши вопросы.

597

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.