Как нижегородские компании на зарубежные рынки выходят

06:24 — 11.07.2017

Министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов на конференции «Успешные стратегии выхода на внешние рынки»: «Объём несырьевого экспорта увеличился на 20 % за 1-й квартал 2017 года».

Министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов на конференции «Успешные стратегии выхода на внешние рынки»: «Объём несырьевого экспорта увеличился на 20 % за 1-й квартал 2017 года».

Автор фото: Фото Елены ПОРОШИНОЙ

Как нижегородские компании на зарубежные рынки выходят

06:24 — 11.07.2017

Не секрет, что неблагоприятная геополитическая обстановка серьёзно ударила по объёмам экспортных поступлений в Нижегородскую область: в 2015 году они принесли региону 3 миллиарда долларов, в 2016-м только 2,7 миллиарда. Тем не менее на протяжении последних нескольких лет у нас наблюдается очень позитивная тенденция: растёт доля несырьевого экспорта. То есть мы всё-таки начали слезать с нефтяной иглы.

Нижегородские промышленные предприятия, которым уже удалось выйти на зарубежные рынки, охотно раскрывают секреты успеха коллегам. На прошлой неделе площадкой для обмена опытом между бывалыми экспортёрами и новичками стала практическая конференция «Успешные стратегии выхода на внешние рынки».

Экспортёром может стать… любой!

По данным Приволжского таможенного управления, в первом квартале 2017-го сырьевой экспорт составил 260 миллионов долларов, несырьевой — около 300 миллионов долларов. Для сравнения: в первом квартале 2016 года эти показатели составили 172 и 154 миллионов долларов соответственно. Рост удалось обеспечить в основном благодаря таким продуктам, как животные и растительные масла, органические химические соединения, электрическое оборудование, древесина и изделия из неё, пластмассы и т. д. В то же время растёт и число стран, в которые Нижегородский регион экспортирует продукцию: так, с 2013 по 2016 годы их количество увеличилось со 118 до 127.

— Практически любое предприятие может стать экспортёром при условии, что оно детально изучит рынок страны, в которую хочет поставлять продукцию, найдёт нужную нишу и проявит инициативу, — уверен главный советник Приволжской лиги содействия ВЭД Андрей Мокшанов. — По данным Российского экспортного центра, самыми перспективными странами для наших поставщиков на сегодня являются ОАЭ, Польша, Германия, Индия и Азербайджан. В Эмиратах, например, очень востребованы российские мясо и мясные продукты: за последние два года экспорт этих товаров увеличился аж в 182 раза, составив 2,7 миллиона долларов. Кроме того, в два раза увеличились поставки овощей.

Конечно, большую роль в развитии экспорта играет и государственная поддержка. Так, например, в 2015 году делегация Нижегородской области во главе с вице-губернатором Евгением Люлиным посетила Финляндию, после чего экспорт региона в эту страну заметно вырос. По итогам 2016 года на неё пришлось 6,2 процента экспорта, а по итогам первого квартала 2017-го уже 18,2 процента.

Мировая конкуренция — залог устойчивости

Экспортные показатели — один из важнейших индикаторов развития экономики любого региона, и сейчас, несмотря на сложную геополитическую обстановку, перед Нижегородской областью стоит задача увеличения объёмов экспорта и выхода на новые зарубежные рынки.

— Я считаю, что только экспортно ориентированные предприятия по-настоящему устойчивы, поскольку конкуренция на международных рынках заставляет их правильно выбирать грамотную стратегию развития, увеличивать производительность труда, внедрять современные технологии, — говорит министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов. — Однако сегодня серьёзным препятствием, тормозящим выход фирм на зарубежные рынки, является отсутствие информации: предприятия не знают, с чего начать, как искать потенциальных партнёров, как продвигать товар. Дать им ответы на все эти вопросы призван работающий в Нижегородской области Центр развития экспорта.

В его компетенции проведение маркетинговых исследований зарубежных рынков в интересах нижегородских экспортёров, создание сайтов на иностранных языках, формирование, перевод презентационных материалов и экспортных предложений для поиска потенциальных партнёров и организация бизнес-миссий.

— В первой декаде октября должна состояться бизнес-миссия в Казахстан. На сегодняшний день мы уже получили семь заявок от компаний, которые хотели бы сотрудничать с этой страной. Думаю, что мы выберем пять-шесть наиболее готовых претендентов, — рассказывает директор Центра развития экспорта Нижегородской области Владимир Селезнёв. — В середине ноября наша делегация отправится в Китай, скорее всего, в Шанхай.

Зрелости хватает, мощностей — пока нет

Одна из ключевых задач Центра, а также и регионального минпрома, — дорастить компанию до экспорта. К примеру, совсем недавно с просьбой помочь выйти на рынок Китая обратилось ООО «Саровский шоколад». Степень зрелости этого предприятия довольно высокая, но для того чтобы начать экспортировать продукцию, ему необходимо нарастить производственные мощности. Благодаря участию в программах поддержки оно сможет докупить необходимое оборудование, создать дополнительные рабочие места и достичь желаемой цели.

— Само собой, решение сотрудничать с Китаем не было спонтанным — на протяжении целого года мы собирали информацию, анализировали рынок, выезжали на полевые исследования, — рассказал совладелец предприятия «Саровский шоколад» Виталий Зюкин. — В июне в составе нижегородской делегации мы стали участниками выставки CREXPO-2017 в Харбине.

Китайцам приглянулись витамины. Электрические

Ещё один участник CREXPO-2017 от Нижегородской области — ГК «Поспел» — тоже очень хочет сотрудничать с Китаем, поставляя туда своё мороженое. В Поднебесной это лакомство российского производства стало трендом после того, как президент Владимир Путин подарил главе КНР Си Цзиньпину коробку мороженого.

— В ходе выставки наша компания нашла трёх потенциальных партнёров в Харбине, Пекине и Маньчжурии. С первым договор о поставках находится в стадии подписания. В июле представители компании приедут в Нижегородскую область для ознакомления с производством, — говорит вице-президент ГК «Поспел» Андрей Мартынов. — Сейчас мы производим 12 тысяч тонн мороженого в год, но у нас ещё есть резервные мощности, которые можно задействовать для увеличения выпуска.

А вот для ещё одной компании — ОАО «Нижегородское предприятие «Редокс» — выставка в Харбине уже обернулась реальным контрактом: фирма обязалась поставить китайским партнёрам обучающий аттракцион «Электрические витамины», демонстрирующий законы физики. Помимо этого большой интерес у них вызвали товары для красоты и здоровья. По словам руководителя московского представительства фирмы Владимира Волкова, его сотрудники даже не успевают отвечать на все поступающие от китайской стороны письма.

Кстати, для предприятия Китай уже не первый иностранный партнёр — компания активно сотрудничает с Польшей, Литвой, Италией и Казахстаном.

107

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.