Семечки для артистки

08:00 — 28.06.2017

В Риме, на Международном кинофестивале сельскохозяйственных фильмов в 1953 году, картина получила премию «Золотой колосс»

В Риме, на Международном кинофестивале сельскохозяйственных фильмов в 1953 году, картина получила премию «Золотой колосс»

Автор фото: Кадр из фильма «Возвращение Василия Бортникова»

Семечки для артистки

08:00 — 28.06.2017

– Откуда высокая рожь? – дивились зрители, глядя на экран. – У нас, вроде, такая и не родилась…

Весной 1953 года на премьере фильма Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова» в уренском Доме культуры о свободных местах и думать было нечего. Люди пришли посмотреть, каким оно получилось – кино, свидетелями и участниками съёмок которого стали они сами.

По «пропасти» во ржи

– Про то, почему такая высокая в фильме рожь, я позже узнала, когда мы собирали материалы о съёмках, – рассказывает жительница Уреня Мария Ивановна Комарова. – Выяснилось: в поле копали специальный ров для актёров, чтобы они ниже были, а колосья казались выше. Очень много материалов в дар местной библиотеке передала Валентина Борисовна Шкотова: воспоминания, книги, статьи её отца, уренского журналиста Бориса Шкотова. Он помогал Пудовкину выбирать места для натурных съёмок. Вообще, представляете, с марта по октябрь 1952 года у нас жили (у многих квартировали) и работали Сергей Лукьянов, Наталья Медведева, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Всеволод Санаев, сам Всеволод Илларионович Пудовкин! Целый железнодорожный состав с оборудованием пришёл с «Мосфильма»…

А привела этот звёздный «караван» в северные края нашей области Галина Николаева, автор романа «Жатва», по мотивам которого и снимал свой фильм классик советского кино.

За съёмки в массовке колхозникам платили по пять рублей. 65 лет назад это была неплохая прибавка к деревенскому довольствию.

Цыплёнок Ларионыч

– Прототипами героев стали председатель уренского колхоза «Трактор» Василий Михайлович Бушаев, зоотехник Ольга Петровна Корчагина, секретарь райкома партии Сергей Фёдорович Исаев, – продолжает Мария Ивановна. – Очевидцы рассказывали: смотрели они на исполнителя главной роли Сергея Лукьянова и просто диву давались: как же он был внешне похож на своего героя – Василия Бушаева!

Те времена с удовольствием вспоминали не только местные жители. «Экспедицию в Урень я не забуду никогда, – признавалась Нонна Мордюкова, исполнившая в фильме роль Насти Огородниковой. – Пудовкин каждый вечер собирал нас, актёров, заваривал прекрасный чай, ставил на стол сладости, присланные из Москвы, и начинал рассказы и разговоры».

Тепло отзывался о съёмках и сам режиссёр: «Селенье Урень раскинулось на возвышенности. Тут же, за домами, обрыв уходит вниз к широкой равнине с рекой и лесом на горизонте. Весной равнина сильно заливается водой. Это Волжский откос в миниатюре. Нравится мне здесь… Жил я в избе, в отдельной комнате. Хозяйки – две сестры – заботливые, звали меня Ларионычем. Кормили, ухаживали. Только дивились, что ем уж очень мало. Говорили: «Вот ты, Ларионыч, человек мужественный, а ешь как цыплёнок»…

Или вот: «Вчера на радостях мылся в бане. В настоящей, деревенской. Один из актёров попарил меня настоящим берёзовым веником. Хлестал всерьёз, до малинового цвета. После я был слабым, как новорождённый щенок, зато на утро самочувствие ангельское».

От камеры – на «трактор»

Удовольствия удовольствиями, но тягот колхозной жизни столичным актёрам пришлось хлебнуть сполна. Наталья Медведева, например, исполнительница главной роли – Авдотьи, по совету режиссёра всё свободное от съёмок время работала в колхозе «Трактор»: училась доить коров. А ещё полоскать бельё на речке и даже лузгать семечки, сидя на брёвнах.

«Сыграть в этом фильме нужно было так, как происходило в жизни, – рассказывала о картине Наталья Павловна. – Ведь многие из тех, кого мы играли, были рядом с нами».

– Вот подрастут немного внуки, повезу их на откос, где снял свой последний фильм Пудовкин, – мечтает Мария Ивановна Комарова. – Он умер вскоре после премьеры. Говорили, у них с Галиной Николаевой были очень романтические отношения, – она переходит на полушёпот, точно кто-то из этих талантливых людей может нас услышать. – Это земляки мне рассказывали. Может, оно и правда. Ведь сама атмосфера этому способствовала. И роман. Потрясающий! Даже сейчас его читаешь на одном дыхании. Ведь он не о колхозе. О любви.

Личность в истории

Жизнь и творчество Галины Николаевой были тесно связаны с Горьковской областью и нашей газетой. Именно «Горьковская коммуна» 3 октября 1938 года напечатала её первое стихотворение «Сыну» за подписью «Галина Николаева». Тогда и родился псевдоним, под которым она впоследствии обретёт известность как писатель (настоящая её фамилия была Волянская). Участница Великой Отечественной войны, в послевоенные годы она ищет новые темы для своих произведений. В 1947-м по заданию редакции журнала «Знамя» отправляется в длительную командировку по северу Горьковской области. В Уренском районе знакомится с работой колхоза «Трактор». В апреле 1948-го в газете «Горьковская коммуна» выходит очерк Николаевой «Колхозное богатство», а в центральной прессе очерки «Колхоз «Трактор» и «Черты будущего». Тогда же она приступает к написанию своего первого крупного произведения о жизни послевоенного села.

– В ноябре 1948 года я начала писать «Жатву» в деревушке Уренского района Карповке, – позже вспоминала Галина Евгеньевна. – Люди колхоза «Трактор» дали мне много для создания образа главного героя, многие эпизоды списаны мною непосредственно с работы местных животноводов.

В 1951 году писательница получила за роман Сталинскую премию первой степени.

Теги: Общество

181

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.