Поистине светское образование. Нужны ли в школе уроки православия?

08:00 — 31.05.2017

Поистине светское образование. Нужны ли в школе уроки православия?

Автор фото: Николай Бравилов

Поистине светское образование. Нужны ли в школе уроки православия?

08:00 — 31.05.2017

«Основы религиозных культур и светской этики» – такое название получил предмет, официально введённый во всех российских общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях в 2012 году. Необходимость подобной дисциплины, её актуальность и своевременность за круглым столом в «НП» обсуждали представители духовенства, педагоги общеобразовательных школ и православных гимназий, а также родители учащихся. Слово – руководителю отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерею Евгению Худину.

В рамках культуры

– Отец Евгений, насколько, на ваш взгляд, важно преподавать основы православия в современной школе?

– В общеобразовательной школе, учредителем которой является муниципалитет, в 4-м классе введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Он состоит из нескольких модулей: основы светской этики, мировой религиозной культуры, основы ислама, иудаизма, буддизма и православной культуры. Мы должны отдавать себе отчёт, что государство наше светское и, соответственно, образование в государственных учреждениях светское. Ни о какой религиозной жизни даже в рамках этого предмета в границах школы мы, конечно, говорить не можем. Исключения составляют православные гимназии – общеобразовательные учреждения, учредителями которых являются религиозные организации. В них помимо федерального государственного образовательного стандарта реализуется православный компонент. Подчеркну: родители добровольно приводят детей в такие гимназии и заключают с администрацией учреждения договор, таким образом подтверждая своё желание обучать ребёнка не только общеобразовательным дисциплинам, но и дисциплинам православного характера.

В рамках же светской школы модуль «Основы православной культуры» носит исключительно культурологический характер. Познакомить маленького человечка с основами той религиозной культуры, той земли, той национальности, где он проживает, на мой взгляд, крайне важно. Чуть позже, когда ученик начнёт изучать историю, обществознание, полученные ранее знания ему очень пригодятся. Ведь история государства Российского неразрывно связана с историей русской православной церкви. И, наоборот, жизнь русской православной церкви невозможна без истории государства. К сожалению, курс очень маленький. А из шести модулей предмет «Основы православной культуры» выбирают не все. Нельзя сказать, что далеко не все, но не все.

В 2016–2017 учебном году в среднем по Нижегородской области модуль «Основы православной культуры» выбрали для своих детей 69 процентов родителей, следующим в рейтинге идёт «Основы светской этики», дальше – «Основы мировых религиозных культур» и ещё меньшее количество родителей предпочли другие модули.

Государство наше светское и, соответственно, образование в государственных учреждениях должно быть светским.

К христианству через Баха

– Кто имеет право преподавать основы православной культуры?

– Вне зависимости от того, какая дисциплина преподаётся, учитель должен иметь профессиональную подготовку. Будь то физика, математика, музыка, физкультура или основы православной культуры. Мы тесно сотрудничаем с министерством образования Нижегородской области, поэтому возьму на себя некоторую смелость ответить на этот вопрос. Преподаватели основ религиозных культур и светской этики подготавливаются Нижегородским институтом развития образования (НИРО), причём по всем модулям, которые входят в курс. Учителя или классные руководители тех классов, где все родители выбирают модуль «Основы православной культуры», имеют возможность при НИРО более глубоко изучить программу этого модуля. Кроме того, Нижегородская епархия предлагает ещё более глубокие курсы – 144 часа обучения, которые длятся целый год. Занятия проводятся при Нижегородской духовной семинарии. По завершении курса в Нижегородском институте развития образования учитель получает сертификат, который даёт ему право преподавать один из модулей курса.

– Возможно ли расширить программу «Основы православной культуры», дополнив её историческими сведениями, информацией из мировой художественной культуры?

– Непростой, многосоставной вопрос. История и мировая художественная культура неразрывно связаны с историей христианства в принципе. Становление государства, архитектура (причём не только российская), художественная культура, литературные и музыкальные произведения так или иначе связаны с христианством. Сделать существующий модуль более светским, на мой взгляд, не представляется возможным, поскольку он уже светский, исключительно культурологический. Расширить его, ввести предмет в других классах теоретически возможно, но сложно с точки зрения санитарно-эпидемиологических норм, поскольку ребёнок может обучаться в день только определённое количество часов. Это задача государственная. Обсуждают данный вопрос и родители. Два года назад Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу было направлено письмо, под которым подписалось около шести тысяч родителей, с просьбой обратиться в федеральное министерство образования и науки по рассмотрению возможности расширения курса. Сейчас этот вопрос находится в проработке.

– Расширение модуля за счёт применения метода предметных связей возможно?

– Безусловно. Они существуют. Другое дело, что учителя и родители не всегда готовы их обнаружить и показать ребёнку. Возьмите Гоголя, Лескова, Булгакова. В каждом произведении так или иначе говорится о православной жизни. В галерее Уффици, парижских и берлинских картинных галереях можно увидеть библейские сюжеты. В музыке Бортнянского, Чайковского, Рахманинова, Баха лежат христианские сюжеты и мотивы. Я считаю, что долг учителя увидеть эту связь самому и донести её до ребёнка. Тогда образование будет поистине светским, то есть широким и всеобъемлющим. Светскость – это не значит безрелигиозность и атеистичность. Светскость – это более широкий кругозор, который вмещает в себя знания и об атеизме, и о религии. И мы не вправе лишать ребёнка какой-то части этих знаний.

Любите детей до самопожертвования

– Многие родители считают, что модуль «Основы православной культуры» призван в первую очередь воспитывать нравственные ценности в наших детях. Что вы думаете по этому поводу?

– Я, безусловно, соглашусь. Но любое здание строится на фундаменте, а растение имеет корни. Основой для развития духовно-нравственной культуры, гражданско-патриотического воспитания я считаю историю нашего Отечества. Александр Невский, Димитрий Донской, Фёдор Ушаков, не прославленные в лике святых, но от этого не менее почитаемые Александр Суворов, Александр Матросов, Юрий Гагарин. Это всё имена одной нашей большой глубокой истории, поэтому вначале нужно изучить основу этой самой истории, а православная культура неразрывно связана с ней, и уже дальше на этих основах воспитывать и духовность, и нравственность.

– Как вы считаете, насколько информированы родители о том, что существует курс «Основы религиозных культур и светской этики» в школьной программе?

– Считаю, что информированность родителей, их компетентность при выборе того или иного модуля крайне низки. Когда проходят родительские собрания, оказывается, что прямо сейчас, здесь и сегодня родитель узнал, что есть такой предмет. Конечно, в течение полутора часов глубоко ознакомиться с ним и сделать правильный выбор практически невозможно. Понимаю, что учителя очень перегружены. Но начинать работу по ознакомлению родителей с предметом всё же надо в сентябре, тогда к январю, почитав, подумав, посомневавшись, задав вопросы, родитель сделает осознанный компетентный выбор в пользу того или иного модуля.

– Что бы вы порекомендовали родителям, дети которых уже учатся или только собираются пойти в школу?

– Всем родителям рекомендую: любите своих детей до самопожертвования. Как складывается наш родительский день? Зазвонил будильник, встали, подняли детей, умыли, одели, запихнули бутерброд и отправили в школу. Всё. Утром родительский долг выполнен. Вечером, еле живые после работы, мы уделим детям ещё немного времени. Получается всего несколько минут из 24 часов. Это преступно мало. Это халатно. Любите своих детей, разговаривайте с ними, рассказывайте о собственных сложностях, достижениях, удачах, спрашивайте у них, как прошёл их день, что получилось, над чем стоит поработать. Они ждут вас и хотят, чтобы вы были рядом.

Воспитать душу и тело

Бытует мнение, что православная гимназия – это некий детский мини-монастырь. Что кроме молитв и церковных праздников выпускники и знать ничего не знают. Ошибочное мнение. И лучшее подтверждение этому тот факт, что выпускники православных гимназий успешно поступают не только в ведущие вузы Нижнего Новгорода, но и Москвы, в том числе МГИМО и МГУ.

– Выпускники православной гимназии имеют самые широкие возможности для реализации тех знаний и навыков, которые они приобрели или развили в стенах учебного заведения, – отмечает протоиерей Евгений ХУДИН. – И православный компонент здесь не помеха, а подспорье, потому что в итоге ребёнок имеет сформировавшееся мировоззрение и устойчивую гражданскую позицию.

Кстати, первая общеобразовательная православная школа была открыта в 1996 году в Дивееве. Потом распахнула свои двери первая классическая гимназия в Семёнове. Сегодня в православных гимназиях Нижегородской области обучается около 2600 ребят. Предполагается, что в следующем учебном году их количество возрастёт до 3200.

Около 460 человек принимаем в этом году в первые классы православных гимназий.

– Православная гимназия изначально формировалась как некая альтернатива, но ни в коем случае не противопоставление общеобразовательной школе, – продолжает отец Евгений. – Наша задача – дать возможность православным родителям обучать ребёнка в таком заведении. Поэтому изначально мы проводим беседы с родителями о том, готовы ли они включиться в образовательно-воспитательный процесс собственного ребёнка вместе с нашими педагогами. Это дает положительный результат. В гимназии формируется атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, дружбы. Не всегда всё получается. Дети есть дети, всякое бывает, однако (не хочу обидеть муниципальную школу) в православной гимназии изначально ставится цель – формирование определённого рода комфортной, спокойной атмосферы, в которой можно развить знания и воспитать душу и тело.

Православная гимназия – это некая школа полного дня. Ребёнок приходит утром, а забирают его родители вечером. Первая половина посвящена общеобразовательным предметам, которые преподаются согласно федеральным стандартам, вторая – кружковой, факультативной работе и реализации православного компонента.

С каждый годом количество родителей, желающих обучать своих детей именно в таких учебных заведениях, растёт. Продолжить образование выпускники могут не только в светских вузах, но и духовных: мальчики – в семинарии, девочки – Нижегородском епархиальном женском духовном училище. Однако делается это лишь по зову сердца.

– Никакого настроя на продолжение детьми духовного образования нет, – уточняет отец Евгений. – Ребёнок, его родители выбирают учебное заведение сами, в зависимости от способностей, наклонностей и целей в жизни. Это осознанный выбор каждого.

Точка зрения

Наталья Кукунина, мама девятиклассницы:

– К сожалению, когда ввели предмет «Основы религиозных культур и светской этики», моя дочь училась уже в пятом классе. Как известно, курс проходят в четвёртом, поэтому нам не удалось ознакомиться с ним в рамках школьной программы. Тем не менее основы духовности, нравственности мы стараемся ежедневно прививать дочери в семье. Если родители в этом вопросе чувствуют поддержку со стороны школы, а, насколько я понимаю, главная задача курса как раз и состоит в этом, то это здорово.

Анна Балашова, учитель русского языка и литературы Сормовской православной гимназии:

– Обучение в гимназии строится на условиях реализации православного компонента. Учитель нашего учебного заведения должен уметь воплощать некоторые знания основ православной культуры в учебном процессе, то есть представить художественное произведение, текст мировой литературы в контексте библейских тем, рассмотреть его через призму евангельских истин. Любое произведение рассматривается и с точки зрения литературы светской – осуществляем федеральный образовательный стандарт. Эти два взгляда часто отличаются. Но очевидно главное: знание основ православной культуры помогает детям достаточно серьёзно, глубоко анализировать произведения. Православный компонент пронизывает все предметы.

Ирина Архиреева, учитель начальных классов Сормовской православной гимназии:

– Любой предмет можно рассматривать с точки зрения православия, с одной стороны, и светского образования – с другой. Например, на уроках чтения мы с ребятами наряду с другими произведениями, предусмотренными федеральной программой образования, читаем, анализируем притчи. На уроках русского языка – православные пословицы. Причём сначала мы рассматриваем их с точки зрения толкования, а затем записываем на доске и выделяем подлежащее, сказуемое, подчёркиваем орфограммы. Вот так в комплексе прекрасно реализуются и православный компонент, и федеральные государственные образовательные стандарты.

Валентина Ижеровская, директор школы № 84, Нижний Новгород:

– В нашей школе родители из шести предложенных модулей выбирают «Основы православной культуры». Окончательное решение они принимают на общем собрании, на которое приглашаем не только педагогов, но и представителей церкви. Разъясняем цели и задачи курса. Родители имеют возможность задать интересующие их вопросы и получить грамотные, квалифицированные ответы.

Преподают курс светские педагоги, так как по закону церковь отделена от государства, и служители любых конфессий в школе недопустимы. Курс имеет не вероучительный характер, а культурологический и группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурные традиции. Уроки «Основы православной культуры» направлены на сотрудничество семьи, школы и государства и тесно связаны с другими школьными предметами, такими как окружающий мир, история, обществознание и литература.

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. В основном родители, учителя, общественность осознают необходимость  введения данного курса для воспитания нравственных ценностей у подрастающего поколения. 

Наталья Маянская, мама двоих детей:

– Я очень рада, что в школьной программе появился курс «Основы религиозных культур и светской этики». Мы отдали предпочтение модулю «Основы мировых религиозных культур». Нравится, что он направлен на воспитание толерантности. Наши дети должны понимать, что Россия – многонациональная страна, в которой мирно уживаются люди разных культур, исповедующие разные религии. Предмет настолько полезный и интересный, что мы с мужем изучаем его вместе с ребёнком. Я выступаю за то, чтобы модуль в будущем был расширен. Это положительно скажется на формировании нравственных ценностей подрастающего поколения.

Теги: Общество

920

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.