Зачем России Шёлковый путь Китая

08:00 — 17.05.2017

Зачем России Шёлковый путь Китая

08:00 — 17.05.2017


Современные государства устроены гораздо сложнее, чем, скажем, средневековые. Причём речь идёт о всех социальных институтах государства: от политических и финансовых до технологические.
И чем сложнее становится среда существования современного человека, тем больше возрастают риски её повреждения, а то и разрушения, в ходе тех или иных конфликтов. Особенно военных.
Мир становится роскошью, доступной лишь очень немногим.

Война и цены

Цена войны возросла, по сравнению с прежними временами многократно. Да, в древности под ударами завоевателей порой гибли целые страны и народы, но в целом инфраструктура проживания человека была куда более приспособлена к боевым действиям, чем сейчас. Сожжённую деревню можно было отстроить заново за три месяца, город – за три года. А население? Что ж детей «бабы нарожают».
Сейчас риски войны возросли многократно. Разрушение современного города – это не просто беда, катастрофа. Вышедшие из стоя электростанции и АЭС, водопроводы и автозаправки, дороги и аэропорты восстановить гораздо сложнее, чем сожжённые избы или разрушенные каменные стены. И гораздо дороже. Во всех смыслах. Если же (предположим теоретически) ракетно-ядерными ударами начнут обмениваться страны с равным военным потенциалом, это приведёт к концу человечества и всемирной истории как таковой.
Поэтому ведущие страны прилагают сейчас такие усилия, чтобы обезопасить себя от возможного нападения сопоставимого по силам противника. Поэтому малые страны так отчаянно ищут сейчас себе покровителя или нейтралитет, чтобы не быть втянутыми в разборки больших игроков.
Именно в этом смысле и стоит рассматривать китайскую инициативу Нового шёлкового пути, который задуман как способ сглаживания противоречий и отработки сотрудничества на всём евразийском континенте. Это заклад фундамента будущего мира – в обоих русских смыслах этого слова.

Пояса денег и счастья

В воскресенье в Пекине прошел масштабный форум, организованный китайцами для продвижения инициативы «Один пояс, один путь», выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпином ещё в 2013 году. «Один пояс» - это о безопасности Евразии, «один путь» - транзит, связывающий континент во всех направлениях и состоящий из «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути ХХI века». Получится ли объединить континент на основе безопасности и общих интересов – не известно. Но китайцы предлагают попробовать.
Послушать председателя Си в этот раз приехало немало влиятельных людей. Главы 29 государств из Европы, Азии, Латинской Америки, в том числе президенты России, Турции, Чехии и Беларуси. Всего мероприятия форума, по сообщению новостного агентства «Синьхуа» собрали более чем 1500 делегатов из 130 стран и около 70 международных организаций.
Открывая саммит, Си Цзиньпин обозначил основные принципы, на которых Пекин предлагает развивать заявленную инициативу: на территории реализации проектов необходимо поддерживать мирную обстановку, и их развитие должно нести процветание всем участникам.
Со стороны – набор благих пожеланий и не более того. Но под эти «пожелания» в декабре 2014 года Китай создал Фонд Шелкового пути объемом в $40 млрд. Через год – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с капиталом в $100 млрд. На открытии форума председатель Си пообещал дополнительно направить в Фонд Шелкового пути еще $14,5 млрд. И $8,7 млрд Китай собирается выделить в ближайшие три года в качестве помощи развивающимся странам, участвующим в строительстве Нового Шелкового пути.
Это большие деньги, получить и управлять которыми хотят многие. На форуме министр финансов Великобритании Хэммонд даже поспорил с главой Гонконга Чжэньином за право стать центром управления такими капиталами. Центром Лондону, конечно, не стать – при всём желании. Но поучаствовать в проекте может – Китай приглашает всех желающих.
Под проектом уже подписались 68 стран и организаций, запланировано порядка 1600 конкретных объектов строительства или реконструкции: дороги, мосты, порты, трубопроводы, каждый из которых способен поменять судьбу маленького городка или огромного региона.
До полутриллиона долларов планируется инвестировать в течение пяти лет в инфраструктуру Нового шелкового пути – и это только китайские вложения. А по плану все проекты инвестируются совместно.
Доля России в проекте – от 53 до 80 миллиардов. Вроде бы, не так много; несопоставимо с китайскими инвестициями. Но Россия может дать значительно больше, чем деньги.

Интерес начинается на «Р»

Главный интерес Китая – в беспрепятственном движении товаров и капиталов по континенту, а желательно и по всему миру. В этой игре он уже превзошёл Америку, и именно поэтому США сейчас пытаются закрыться протекционистскими тарифами, а КНР этому отчаянно противодействует.
Но для свободного перемещения товаров в пространстве и сбыта их на местах необходима стабильность и безопасность, чего на евразийском континенте без России добиться нельзя никак. Не говоря уже о том, что именно наша страна выступает главным транзитёром китайских товаров на Запад и европейских на восток – пока потенциальным, в рамках Нового шёлкового пути. Все альтернативные пути, которые время от времени рисуют увлеченные русофобы, пусть останутся на их совести и фантазии.
На данный момент уже открыто более 10 маршрутов от различных точек в Китае до европейских городов, все они используют существующую российскую транспортную инфраструктуру. Транссиб работает на пределе возможностей, и на повестке дня вопросы расширения и увеличения мощностей.
Китай тянет свои пути в Юго-Восточную Азию, прокладывает маршруты в Индию и Индонезию и ни в коем случае не собирается отказываться от проникновения в Среднюю Азию и на Ближний Восток – это всё его естественные рынки сбыта и источники сырья. Но сухопутный путь в Европу лежит только через Россию. А с учётом Северного морского пути – и альтернативный морской тоже.
Но дело даже не в транзите, а в безопасности, которую Китай планирует обеспечить на евразийском континенте. Собственно говоря, именно этим Россия сейчас и занимается, прямо или косвенно участвуя во всех крупных войнах. Доступ в Восточное Средиземноморье для Китая невозможен без стабилизации Ближнего Востока, а Россия настойчиво и последовательно гасит сирийскую войну, и заблаговременно приобретает контрольный пакет в регионе. Россия не даёт разрастись украинскому конфликту, потенциально грозящему прервать транзитную связь между Европой и Азией. Россия устанавливает эксклюзивные отношения с Ираном; наращивает, тихой сапой, своё присутствие в Средней Азии и Афганистане. Да, для борьбы с террористами и радикальными исламистами. Но на горизонте – всё тот же чаемый континентальный мир, который в равной степени нужен России и Китаю.

P.S. 
А где же тут Америка? А Америка тут нигде и ни при чём. Континентальный евразийский мир США не касается, и даже не произнесённая вслух эта идея впервые была так ощутима на прошедшем форуме в Пекине. Сказать, что американцы были этим обескуражены, значит, не сказать ничего.

631

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.