Не кормите ребёнка знаниями

08:00 — 17.05.2017

Учёба не должна казаться подготовишкам обременительным и неинтересным делом

Учёба не должна казаться подготовишкам обременительным и неинтересным делом

Автор фото: Фото автора

Не кормите ребёнка знаниями

08:00 — 17.05.2017

Маленького Игоря научили узнавать все буквы русского алфавита к двум с половиной годам. Вместо занятий с игрушками с мальчиком корпели над азбукой. Сейчас пятиклассник Игорь практически не читает книг. Говорит, что видит в них только буквы, а не смысл. И сочинения пишет однообразные и скучные. Поставив цель рано научить сына читать, мама упустила из виду развитие кругозора и воображения…

Застегнуть первую пуговицу

До школы будущим первоклашкам осталось меньше четырёх месяцев. Что можно успеть за это время? Официальных требований к подготовке ребёнка к первому классу нет. Школы должны принимать всех детей, проживающих на закреплённой за ними территории, без какого-либо собеседования. Однако подготовить вчерашнего малыша к новому важному этапу в жизни необходимо. Главное – сделать это правильно, чтобы не отбить у вашего первоклассника желания учиться.

– По словам Гёте, кто неправильно застегнёт первую пуговицу, уже не застегнётся как следует, – говорит доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Мининского педуниверситета, кандидат психологических наук Елена Гуцу. – Второго шанса прожить своё предшкольное детство у ребёнка не будет. И именно от этого периода во многом зависит, полюбит ли ребёнок школу, станет ли стремиться к изучению нового.

– Ребёнка в первый класс сегодня готовят, как абитуриента в вуз, – констатирует Елена Гуцу. – Занятия в школе будущего первоклассника, репетиторы… Результат таких усилий порой обратный: к первому классу мы получаем страдальца, который уже не хочет учиться.

Причина – избыточная готовность. Многие мамы, купив учебники для своего первоклашки, не могут устоять перед соблазном пройти их с ребёнком до школы. Педагоги категорически не советуют это делать.

– У ребёнка, которого ещё до школы перекормили знаниями, зачастую вообще пропадает мотивация к обучению, – поясняет специалист. – И её очень сложно возродить. Такие дети привыкают скучать на уроках, потому что ничего нового там не узнают. Сложности возникают потом, когда начинается новая тема. Ведь работать на уроке такой ученик отвык, а период, когда первоклассник должен понять, что такое учебный труд, уже во многом упущен.

А надо ли читать?

Но должен ли будущий первоклассник уметь хотя бы читать и писать? Вопрос, волнующий большинство родителей. Одинакового ответа для всех нет. Дети разные. Кому-то легко даётся уже в пять лет складывать буквы в слоги, а кто-то не освоил чтение и к семи. Значит, пока ему нужно заняться чем-то другим, не менее важным для его развития. Главное, чего не должны делать родители, – заставлять заниматься.

Одна из главных ошибок родителей – желание впихнуть в дошколёнка те знания, которые ему только предстоит получить в школе.

Бывает, мода на раннее обучение чтению вообще отбивает у детей в дальнейшем тягу к учёбе. Но ведь именно на кругозоре ребёнка, как уверены психологи, базируется его мышление. А развитое воображение даёт гибкость мышления, умение представить возможные жизненные ситуации, ставить себя на место других людей.

Держать ручку

Есть ещё одна причина, по которой учителя начальных классов не любят слишком переподготовленных детей. Это связано с переучиванием навыкам письма.

– Бывает, научили ребёнка писать, но буквы он выводит не так, и рука быстро устаёт, потому что правильно держать ручку не умеет, – рассказывает учитель начальных классов Вера Борисова. – Переучивать гораздо труднее, чем научить с нуля.

Багаж дошкольного образования у детей очень разный: кто-то посещал детский сад, кто-то сидел дома с бабушкой. Подготовить ребёнка к переходу от одного этапа к другому – от дошкольного к школьному – сегодня можно в школах будущего первоклассника, которые есть практически при каждом общеобразовательном учреждении.

– В подготовительной школе ребёнок научится работать по единой для всего коллектива инструкции учителя и в едином темпе, выработает усидчивость, – поясняет Елена Гуцу. – Занятия в настоящем классе помогут будущему первокласснику научиться управлять своим поведением, вести себя не так, как хочется, а так, как требует школьная ситуация.

Однако здесь очень важно не дублировать школьную программу. Это, кстати, официальная рекомендация федерального Министерства образования.

Готовимся к школе правильно

Готовность ребёнка к школе не сводится только к умениям и навыкам. В первую очередь она должна быть психологической. Для этого развиваем у будущего ученика интеллект, волю, воображение, речь, навыки общения.

Расширяйте кругозор

Бывайте с ребёнком в значимых местах вашего города, района и рассказывайте о них, посещайте музеи и выставки. Накопленный багаж представлений и переживаний создаст необходимую базу для развития интеллекта и чувств.

Учите анализировать

Выполняйте задания по выделению как можно большего количества признаков предмета. Или поручите ребёнку группировать предметы по общему признаку.

Дайте волю его фантазии

Читайте ребёнку книги вслух и перевоплощайтесь вместе с ним в их персонажей. Разрешайте использовать в игре предметы не по назначению: сражаться со злыми пришельцами маминым феном или вырезать ножницами солдатиков из слоёного теста.

Разговаривайте об учёбе

Расскажите сыну (дочке) смешные случаи из собственного школьного детства. Покажите свои школьные фотографии. Не скрывайте, что ребёнок может столкнуться и с трудностями, но если не бояться ошибиться, то всему можно научиться.

Играйте в настольные игры

Такие игры развивают внимание, усидчивость и способность подчиняться правилам. Именно игра в этом возрасте создаёт оптимальные условия для развития. Для ребятишек, у которых проблемы с речью, очень полезны пальчиковые игры и бисероплетение, ведь на кончиках пальцев находятся рецепторы, отвечающие за логопедию.

Приучайте к режиму дня

Особенно это важно для детей, которые не посещали детский сад. Попробуйте несколько дней прожить в «режиме школьника». Объясните, что теперь появятся обязанности, которые нужно будет выполнять, даже если не хочется.

(По материалам кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Мининского педуниверситета.)

Морковку от картошки

Мы спросили нескольких родителей, как они готовили или готовят своих чад к школе.

Арсений Радбиль, папа первоклассника:

– К школе нашего сына Владика прекрасно подготовили в детском садике. Там его научили не только чтению и письму, но даже правилам грамматики. Ему к первому классу даже диктанты были под силу. Кроме того, он посещал школу будущего первоклассника там же, где учится сейчас. Пока ему всё нравится, никаких сложностей нет.

Наталья Лаврова, мама будущей первоклассницы:

– Мы готовим дочку к школе лет с трёх с помощью развивающих детских книжек. С удовольствием делает такие задания, как «найти лишнее» – например, убрать из ряда изображений животных средства передвижения. Или найти сходство и различие, скажем, между картошкой и морковкой. И то, и другое – овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле. А отличаются формой и цветом. Как я заметила, ребёнок благодаря таким книжкам стал намного внимательнее, даже рассудительнее.

Ирина Маркова, бабушка второклассника:

– Мы водили Ванечку в школу будущего первоклассника. Но там не учили читать и писать – проходили занятия, развивающие логику, усидчивость и так далее. Поэтому родители брали ему репетитора, благодаря которому он освоил программу первого класса ещё до школы. Поскольку учёба давалась легко, он стал заниматься ещё и в нескольких кружках. Домашние задания зачастую делает у мамы в машине, пока она везёт его из одной секции в другую. А когда что-то не понимает, снова занимается с репетитором.

Наталья Вячкина, многодетная мама:

– В этом учебном году в первый класс пошёл сын Виталий. Наши младшие не посещают детский сад, поэтому для нас очень большое подспорье школа будущего первоклассника. Там их учат сидеть за партой, правильно держать ручку, класть тетрадь, приветствовать учителя, ходить парами. А вот чтению и счёту до 20 и обратно уже учили сына сами. Ну и конечно, ребёнок должен знать времена года, понимать, где у него правая рука, где левая. Сейчас он ходит в школу с удовольствием, уже догнал одноклассников, посещавших детский сад.

Теги: Дети, Общество

692

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.