Русский Детройт

08:00 — 15.05.2017

Отечественный автопром развивается в соответствии с общемировыми тенденциями

Отечественный автопром развивается в соответствии с общемировыми тенденциями

Автор фото: Юрий Правдин

Русский Детройт

08:00 — 15.05.2017

Первую субсидию из федерального бюджета представители нижегородского индустриального кластера в области автомобилестроения и нефтехимии могут получить уже нынешней осенью. Однако это требует от участников серьёзной работы: предприятия должны сформировать совместные проекты и проработать заявку. После проверки Минпромторг внесёт кластер и совместные проекты в соответствующие реестры. А после надо ещё выиграть конкурс на предоставление субсидии. Все свои планы на текущий год участники кластера обсудили на первом в этом году заседании.

Пять перспектив для субсидий

Модератором мероприятия стал эксперт Приволжской лиги содействия ВЭД Андрей Мокшанов. Он напомнил участникам мероприятия преимущества, которые даёт их компаниям членство в кластере. Это развитие кооперации, возможность найти новых деловых партнёров и получить господдержку.

– К сожалению, у многих наших предпринимателей сложился стереотип, что государство никак им не помогает. Однако сейчас работает множество программ поддержки, которые содействуют бизнесу в реализации проекта на разных этапах, – сообщил Андрей Валерьевич. – Некоторые нижегородские предприятия уже успели в них поучаствовать. Так, фирма «ТехноТОР», занимающаяся производством подземного спецтранспорта, в конце прошлого года выиграла грант Фонда Бортника на субсидирование НИОКР для создания уникальной беспилотной машины. Она предназначена для перевозки людей, грузов и взрывоопасных веществ в сложных условиях подземных шахт, где высокая влажность, температурные перепады, повышенное содержание соли, а дороги с большими наклонами и выбоинами. Также несколько предприятий получили льготный заём от Фонда развития промышленности. Это подтверждает, что меры государственной поддержки существуют, и ими грех не воспользоваться.

Директор Агентства по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области Денис Румянцев отметил, что в последнее время активность участников нижегородского кластера в области автомобилестроения и нефтехимии заметно выросла.

– Если в конце прошлого года у нас не было ни одного совместного проекта, который мог претендовать на получение субсидии из бюджета, то теперь их как минимум пять. Финишёром, то есть предприятием, которое будет выпускать конечную продукцию, в большинстве проектов станет «Группа ГАЗ», – сообщил Денис Геннадьевич.

Господдержка – залог лидерства

В течение долгих лет бесспорными лидерами автомобильного рынка оставались США, Япония, Германия, Франция, Италия и другие развитые страны. Но после глобальных экономических потрясений они стали терять свои позиции, и на первый план вышли развивающиеся государства.

– До 70-х годов прошлого века самыми совершенными считались европейские и американские автомобили, а японские всерьёз не рассматривались, поскольку бытовало мнение, что в техническом и технологическом плане они заметно уступают, да и качество у них было низкое, – отмечает заместитель директора по взаимодействию с госорганами ООО «УК «Группа ГАЗ» Рустам Бикметов. – В 80-е Япония уже завоевала серьёзные позиции в мировом автомобилестроении наряду с Европой и Америкой. На автомобильный рынок стала выходить Южная Корея, и ей пришлось пройти тот же путь, что и Японии: главное достоинство корейского автопрома – исключительная дешевизна, по качеству и технической оснащённости машины проигрывают американским, европейским и японским. А сегодня те же слова звучат в адрес китайского автопрома. Причём если раньше его производители просто копировали чужие модели, то теперь привносят своё и, более того, внедряют прорывные технологии. Но и Япония, и Корея, и Китай вошли в группу лидеров мировой автомобильной индустрии при мощной государственной поддержке: власти субсидировали разработку новой техники и экспорт автомобилей. У нас же, к сожалению, аналогичных масштабных программ поддержки автопрома пока нет.

По оценкам экспертов, в 2016 году падение отечественного автопрома продолжилось. Как свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат», всего в России было выпущено 1,31 миллиона единиц автомобильной техники, что на 5,4 процента меньше показателя годичной давности. На экспорт было отправлено 68 тысяч легковых (–30,2 процента) и 14,7 тысячи грузовых (–28,5 процента) машин.

В Нижегородской области по итогам 2016 года объёмы производства транспортных средств увеличились на 9,4 процента. Но несколько последних лет ознаменовались довольно большим падением.

– Когда-то Горький называли русским Детройтом, и горожане этим очень гордились. Напомню, что Детройт – американский город, который в XX веке стал крупным автопромышленным центром. Однако из-за нефтяного и энергетического кризиса 70-х годов он пришёл в упадок, многие заводы закрылись, население разъехалось, оставив целые районы заброшенными, – рассказал Андрей Мокшанов. – Чтобы избежать такой же судьбы, мы должны развивать отрасль автомобилестроения, смотреть вперёд. Надеюсь, что наши действия дадут новый импульс развитию автопрома в регионе.

Сам едет, сам сеет

Если говорить о технологиях, то здесь нам ещё есть к чему стремиться. Скажем, 30 лет назад те же китайцы приезжали на ГАЗ, чтобы учиться делать автомобили, а теперь сами активно разрабатывают машины с интеллектуальными системами. Так, поля у них обрабатывают тракторы-беспилотники, способные функционировать 24 часа в сутки. У нас таких агрегатов пока нет. Правда, работа в этом направлении уже начата: в прошлом году российская компания Cognitive Technologies провела испытания беспилотных тракторов с системой компьютерного зрения собственной разработки. Программно-аппаратный комплекс планируют в будущем устанавливать не только на тракторы, но и на другую сельскохозяйственную технику – комбайны, сеялки и т. д. Продвигать такую технику в России будет новый агрохолдинг, который компания Cognitive Technologies создаёт совместно с производителем агротехники «Ростсельмаш» и агрохолдингом «Союз-Агро».

Теги: Экономика

837

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.