Добрые деньги

08:00 — 15.05.2017

Доходное дерево распускается только в надёжных руках

Доходное дерево распускается только в надёжных руках

Автор фото: Наталья Ермакова

Добрые деньги

08:00 — 15.05.2017

Такого термина, как социальное предпринимательство, в России до сих пор не существует. А между тем оно вполне могло бы стать одним из драйверов экономики страны. Так считают организаторы круглого стола, который прошёл в нижегородском филиале Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В «слепой» зоне

– К сожалению, когда речь идёт о социальном предпринимательстве, органы исполнительной власти вынуждены работать в так называемой «слепой» зоне законодательства, – рассказывает ведущий специалист министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Александра Судакова. – Закона о социальном предпринимательстве пока нет, он находится в разработке, и мы его очень ждём. Точнее, это будет не новый самостоятельный закон – просто внесут поправки и изменения в Федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства».

По словам Александры Судаковой, в прошлом году совместно с фондом «Наше будущее» Вагита Алекперова министерство организовало областной конкурс «Лучший проект года в сфере социального предпринимательства». Это был своего рода пробный камень в преддверии подобного всероссийского конкурса.

– Долго думали, как же оценить степень социального предпринимательства? – продолжает чиновник регионального министерства. – Нашли критерии, провели. Я считаю, мероприятие успешно. Можно сказать, эта работа дала свои плоды: на всероссийском конкурсе одно из предприятий Кстовского района взяло первый приз. Если удалось достучаться до жюри на всероссийском уровне, значит, здесь, на нижегородской земле, мы поработали неплохо.

В министерстве уверены: региону нужна новая структурная единица, которая стала бы мощным плацдармом для развития социального предпринимательства. Таковой единицей должен стать Центр инноваций социальной сферы. Именно посредством него можно осваивать федеральные деньги, которые выделяются государством для развития социального предпринимательства. В ПФО таковых насчитывается уже пять, в Нижнем Новгороде – пока нет. И получается, что соседи по федеральному округу забирают наши деньги, а мы с этим ничего пока поделать не можем. Сейчас готовится законодательный плацдарм для того, чтобы исправить ситуацию.

Дивиденды «банка времени»

– Социальное предпринимательство в первую очередь должно быть направлено на развитие территорий, – считает директор областной общественной организации «Нижегородская служба добровольцев» Андрей Жильцов. – Но, увы, пока в предпринимательстве людей с горящими глазами, с правильным пониманием бизнес-процессов пока немного. Они должны подумать о трудоустройстве людей, которые попали в сложную жизненную ситуацию. В России работали дома трудолюбия в конце XIX века. Это была своеобразная форма помощи незащищённым слоям населения и их социализации путём предоставления оплачиваемой работы. Можно было бы и сегодня взять на вооружение эту практику.

Андрей Жильцов рассказал также о проекте «Банк времени», в котором участвует возглавляемая им организация. В чём суть проекта? Время является основой всего, что происходит в «Банке времени». После того как вы помогли другому человеку, оно учитывается на вашем счёте – ровно столько часов, сколько вы потратили на помощь. Затем вы используете эти часы, чтобы другой участник помог вам, причём затраченное время всегда оценивается одинаково: час равен часу. В «Банке времени» каждому участнику доступны сотни различных услуг, что делает количество вариантов возможного взаимодействия практически бесконечным.

На стыке бизнеса и благотворительности

Региональный представитель фонда «Наше будущее» Юлия Рогозян заявила, что именно фонд Вагита Алекперова реально занимается в России решением проблем социального предпринимательства.

– Социальное предпринимательство – новаторская предпринимательская деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем в обществе, – считает она. – Это деятельность на стыке бизнеса и благотворительности, по сути, новый сектор экономики. Несмотря на дефицит оборотных средств, западные санкции, предприниматели в России делают благие дела. И сами развиваются, и развивают всё вокруг.

По мнению Юлии Рогозян, социально ориентированный бизнес должен дорасти хотя бы до одного процента ВВП. Пока же этого и близко нет.

Процентов не возьмут

Фонд «Наше будущее» в этом году в очередной раз проводит всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель». Уже действующий бизнес, подающий заявку на конкурс во второй раз, может получить беспроцентный заём в размере 10 миллионов рублей, в первый раз – 5 миллионов. Стартап-компании могут претендовать на 500 тысяч рублей. Срок возврата средств не должен превышать 7 лет, если вы взяли от 5 до 10 миллионов, и 5 лет – если 500 тысяч рублей.

– Социального предпринимателя надо воспитывать и поощрять, именно с этой целью фонд и проводит подобные конкурсы, – продолжает Юлия Рогозян. – При этом социальное предпринимательство не зависит от формы собственности, от сферы деятельности предприятия или частного бизнесмена. Тут важен ещё и образовательный аспект. Мы регулярно проводим обучение, у нас есть собственная «Лаборатория социального предпринимательства».

Больше, чем покупка

До сих пор российские розничные торговые точки не готовы к работе с продукцией социальных предпринимателей по причине жёстких требований: большие объёмы поставки, условия отгрузки, отсроченные платежи, схемы доставки, программы продвижения, оформление точек продаж… Посему продукция социального предпринимателя в основном реализуется путём прямых продаж от производителя к потребителю и только в регионах, где она производится. И как следствие – география продаж и доступ к такой продукции потребителей ограничен.

Юлия Рогозян рассказала о проекте для социально ориентированных предприятий «Больше, чем покупка». Суть его заключается в том, что компании, которые трудоустраивают инвалидов и многодетных матерей, заботятся о детях с онкологическими заболеваниями и помогают пожилым людям, имеют возможность продавать свою продукцию на автозаправках «Лукойла» с минимальной наценкой (от 5 до 7 процентов), на которую ни одна розничная сеть никогда не пойдёт.

Есть где приложиться

К сожалению, примеров социально-ориентированного бизнеса в Нижегородской области не так много. В ходе круглого стола некоторые предприниматели рассказали, как и почему они начали заниматься социальным предпринимательством, с какими при этом им пришлось столкнуться проблемами и как их удалось решить. Яркие примеры такого бизнеса в регионе – компания «Василёво» в Чкаловском районе, которая занимается производством полезных пищевых растительных масел, компания «Сладкий хостел», специализирующаяся на развитии недорогих гостиниц для студентов. Кстати, и та, и другая фирма уже получили приличные деньги от фонда «Наше будущее» на своё развитие.

А тем бизнесменам, которые хотели бы посвятить себя социальному предпринимательству и не знают, с чего начать и в какую сферу окунуться, можно посоветовать изучить опыт других регионов, где это направление развито гораздо лучше, чем у нас. Допустим, в Ленинградской области достаточно хорошо раскрутилась специализированная туристическая компания, которая специализируется на отдыхе для инвалидов. А в Калининградской – мастерская по ремонту инвалидных колясок. Так что поле деятельности – шире не придумаешь.

Теги: Экономика

583

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.