Девочка-огонь

08:00 — 15.05.2017

За этими ребятами будущее

За этими ребятами будущее

Автор фото: Николай Бравилов

Девочка-огонь

08:00 — 15.05.2017

Восстание машин – именно так можно назвать соревнования, которые прошли накануне в столице Поволжья. В Нижегородском государственном техническом университете им. Р. Е. Алексеева состоялась открытая городская олимпиада по робототехнике среди школьников и студентов, а также областные соревнования по робототехнике и региональный нижегородский этап Всероссийской робототехнической Олимпиады (ВРО). Они вошли в отборочный этап международных состязаний World Robot Olympiad 2017 (WRO) под общим названием «Состязания роботов – 2017».

Дочка Медведева

В политех съехались более трёхсот ребят со всей Нижегородской области, представляющих 40 учебных учреждений. Юные техники состязались по правилам Всероссийской робототехнической олимпиады и областных соревнований. Участники, разделённые на три возрастные группы, показали свои знания и умения в шести категориях: основной, творческой, свободной, а также в создании сервисных и промышленных ИРС, футболе роботов и роботрафике.

Одна из самых юных участниц, первоклассница нижегородского лицея № 82 Аксинья Медведева приехала на соревнования вместе с папой.

– Наша тема – защита лесов от пожаров с помощью робототехники, – говорит папа и по совместительству тренер Игорь Медведев. – Для профилактики возгорания в лесном массиве прорубаются просеки. Работа эта, даже ведущаяся с помощью современных специальных машин-харвесторов, очень трудоёмкая, небезопасная. Мы придумали и собрали умного помощника, который полностью заменит людей в этой работе. Это роботизированный трактор. Находящейся впереди циркулярной пилой он срубает все деревья, а затем перепахивает почву прикреплённым сзади плугом. Наше устройство обеспечивает экономию трудозатрат и безопасность работников лесного комплекса.

И сама идея, и сборка модели машины будущего – результат совместных усилий Ксении и её родителей.

– Конечно, мы стараемся приобщать дочь к технике, – признаётся Игорь. – Видим её желание что-то придумывать, делать своими руками.

Это уже второе соревнование роботов, в котором принимает участие первоклассница. Она внесла свой вклад в написание программы для робота, в сборку модели. Главное – не победа, а само участие в состязаниях, ведь ребёнку нравится заниматься робототехникой.

Старшеклассники из гимназии № 2 Нижнего Новгорода Егор Скороходов и Дарья Воронина представили роботизированный комплекс по озонированию помещений. Его цель – производство озона и его контроль.

– Озон – очень сильный окислитель, опасное для человека в больших количествах вещество, – объясняет Егор. – Его можно использовать для дезинфекции помещений, устранения пыли, вредителей, неприятных запахов.

– Чтобы человек не находился в помещении во время озонирования, мы создали этот прибор, – рассказывает Дарья. – Если есть движение в помещении, озонатор не включается. Как только люди покидают комнату, он блокирует дверь и начинает работу. В случае обнаружения движения умное устройство начинает моргать светодиодами и издаёт звук, предупреждающий об опасности. Наш робот разблокирует дверь, и как только человек выходит, продолжает озонирование. Таким образом, автоматизированный озонатор делает процесс озонирования безопасным для человека.

Добро пожаловать в будущее

Заместитель директора Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области Мария Лупандина рассказывает об организации занятий по роботехнике в регионе:

– Для нашего центра, которому областное министерство образования делегировало кураторство развития робототехнических дисциплин в образовательных учреждениях региона, эти соревнования заключительные в учебном году. Мы с детьми, увлечёнными роботами, уже встречались в сельхозакадемии. Там проводились соревнования роботов, предназначенных для работ в агропромышленном комплексе. В программе нынешних состязаний это творческая номинация. Далее мы провели ряд зональных соревнований «Добро пожаловать в будущее». Одна зона была сформирована в селе Спасском, вторая – в Арзамасе и третья, для ребят из северных районов, в Нижнем Новгороде. Всего в трёх соревнованиях участвовали 350 учащихся. Зональные соревнования интересны тем, что в сельских районах робототехника только начинает развиваться. Поэтому ребятам из сёл тяжеловато состязаться с настоящими мастерами из крупных промышленных центров. Поэтому для них привлекательно именно участие среди таких же новичков в зональных турнирах. К тому же зональные этапы позволяют отметить как можно больше ребят, чтобы они увидели, что их труд не обойдён вниманием со стороны взрослых. И, самое главное, они популяризируют робототехнику среди сельских ребятишек. Ведь туда приходят родители, группы поддержки, учителя. Педагоги обращаются к нам.

Мы проводим занятия с учителями, детьми, предлагаем для начала свои комплекты роботов. Года четыре назад, когда мы начинали, победителям областных соревнований, команде из Кстова, нужно было ехать в Москву на одни из первых всероссийских состязаний. Среди тысячи участников они стали пятыми. Органы образования района после этой победы обратили серьёзное внимание на развитие технического творчества школьников. Позже, когда мы организовали зональные соревнования в Спасском, на открытии заместитель главы района заявила: «Одно из сельхозпредприятий района получило робототехнические комплексы. Но сегодня там не знают, кто их сможет обслуживать. Так вот эти ребята, когда вырастут, и станут операторами сложных машин, непонятных нынешним взрослым». И, надо отдать должное, в Спасском районе администрация начала серьёзно помогать развитию робототехнического творчества.

На «Состязания роботов» приехали ребята из 12 районов области.

Роботы в поле

– Как организатор я уже вижу, кого из педагогов этих районов можно привлечь к соревнованиям будущего года как судей, как ведущих обучающих мастер-классов. Причём сейчас нам уже более интересны не спортивные состязания роботов, а творческие конкурсы. Роботы в сельском хозяйстве, в промышленности… Всё это, применение разработок в народном хозяйстве создаёт требуемую в системе дополнительного образования интеграцию. Здесь мы видим не только одного учителя-предметника, но и специалистов в области химии, биологии, сельского хозяйства. Причём у юных изобретателей бывают такие идеи, до которых взрослые не додумываются, – добавила Марина Лупандина.

Проректор НГТУ Евгений Ивашкин смотрит на соревнования с точки зрения своей преподавательской профессии.

– Соревнования интересны тем, что юные участники – уже готовые специалисты в области конструирования, технологий. Ведь кроме программирования они, собственноручно собирая роботов, демонстрируют навыки настоящего инженерного труда. Наш вуз поддерживает это начинание. Из таких ребят получаются очень хорошие студенты, а на выпуске – новые Алексеевы, Африкантовы, люди, которыми будет гордиться наш регион. Причём год от года растёт уровень участников. Если несколько лет назад мы даже не помышляли о таком сложном деле, как футбол роботов, то сейчас школьники с лёгкостью справляются с этим. Кроме того, турнир молодеет. А как показывает опыт, с маленькими участниками общаться интереснее: они более раскованны, не так зажаты, как старшеклассники.

Теги: Общество

209

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.