Дом создаётся только вместе

08:00 — 03.05.2017

Их дети знают: родители всегда рядом. Всегда помогут, наставят. Но спуску тоже не дадут

Их дети знают: родители всегда рядом. Всегда помогут, наставят. Но спуску тоже не дадут

Автор фото: Фото из семейного альбома Лапшиных

Дом создаётся только вместе

08:00 — 03.05.2017

Она светлая и лёгкая. Разговариваешь с ней, слушаешь звонкие переливы её голоса, и никак не можешь поверить, что перед тобой не просто мама троих детей. Матушка Ирина – супруга настоятеля храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона отца Иоанна Лапшина. А ещё она очень мудрая женщина, несмотря на то что ей нет и тридцати.

Половинки

Вклиниться в их плотный семейный график очень нелегко. Они всегда в делах и заботах, а короткие семейные вечера стараются посвящать друг другу.

– Просто очень хочется, чтобы и на работе всё по совести было, и детей воспитать хорошими людьми, – объясняет Ирина.

И это воспитание, как настоящий Дом, складывается из кирпичиков отношений: кирпичик внимания, кирпичик сочувствия, кирпичик ответственности…

Мы познакомились с Ириной несколько лет назад. Совсем иначе могла сложиться жизнь этой девушки. Могла поступить в МГУ, выйти замуж за перспективного кавалера. Но Ира сердцем почувствовала: не её это путь. И не её человек. Она оставила мысли о престижном образовании – выбрала музыкальный колледж. И только встретившись с семинаристом Иваном Лапшиным, поняла: вот она, её вторая половинка.

– Слава Богу! – Ира произносит эти слова не как многие из нас, людей светских. Для неё они наполнены особым смыслом. – Господь всё управил. Жизни не хватит, чтобы отблагодарить Его за такого спутника. Человек действительно, наверное, рождается половинкой. Потому что целым он себя ощущает, только когда находит в другом успокоение, доброту, единение. Когда душа на месте.

Заглянуть в душу

За окном поздний вечер, а в нотках её голоса, кажется, нет и тени усталости. Потому что день выдался радостным. Средняя дочка, семилетняя Софийка, пришла с экзамена по фортепиано с пятёркой.

– Это ободряет, – говорит Ирина. – Понимаешь, что труды, старания не напрасны. У младшей, Александры, сегодня в садике был праздник Весны. Она там пела, танцевала. А со старшим сыном, десятилетним Мишей, удалось поговорить о важных для него вещах. Миша и София учатся в Гнилицкой православной гимназии Автозаводского района имени святителя Николая Чудотворца, Ирина там преподаёт и руководит хором. Детки, кроме младшенькой, весь день у мамы на глазах, но семейные вечера для Лапшиных – святое.

– Вместе мы очень любим пошутить, – признаётся Ирина. – Конечно, делимся, как прошёл день. У детей очень много вопросов, и с ними обязательно нужно разговаривать. Но основные разговоры по душам происходят, когда они ложатся спать. Мы с отцом Иоанном обязательно каждый вечер подходим к каждому по отдельности. Вместе – это хорошо, это нас объединяет. Но заглянуть ребёнку в душу, увидеть, что его печалит, тревожит, радует, можно лишь наедине. Каждого на ночь надо обязательно выслушать, поцеловать и благословить. Они без этого не уснут.

Мы объясняем детям, что ругаем, потому что любим.

Чтобы взять, нужно вложить

В их уютном доме много икон, православных книг. Но при этом есть и компьютер, и телевизор.

– Мы не сторонимся всего этого, – говорит Ирина. – Потому что чем больше запрещаешь, тем больше хочется. У нас просто всё дозировано. Дети точно так же смотрят мультфильмы. Другое дело – какие. Телефоны, планшеты – по минимуму.

Вообще, Ирина старается максимально занять детей. У каждого из них есть обязанности. София ходит в музыкальную школу, любит читать, а дома моет посуду, помогает маме с младшей сестрёнкой. Александра плотно готовится к школе, танцует в детском коллективе. Миша занимается самбо и помогает папе в алтаре.

– Даже когда им утром трудно вставать, стоит сказать: «А как же мы папе не поможем?», и всё – это всегда работает безотказно, – улыбается Ира. – У них такое чувство ответственности просыпается! Мы стараемся им привить то, что дом это не там, где мама убирается, готовит, стирает, а папа работает. Дом – это то, что мы создаём все вместе. И если мы не будем каждый что-то туда вкладывать, то не сможем ничего оттуда взять. Учим их любовь показывать не словами, а делами.

Репейник или яблонька?

Как происходит это воспитание? Пример родителей, разговоры, а, может, наказания? Ирина уверена: всё это работает только вместе. А самое главное – всё в семье должно делаться с любовью. Даже наказание не должно становиться всплеском личных эмоций и амбиций.

– Всегда говорю: ребята, я не разрешаю вам что-то не потому, что вредная, – улыбается Ира. – Просто мы с папой хотим, чтобы вы выросли красивыми цветочками, а не репейником. Репейник растёт, как ему хочется. Его никто не пропалывает, никто не поливает. А для того чтобы вырос красивый цветок или яблонька, за растением надо ухаживать. И не всегда этот уход бывает приятным, зато потом… Так же и детки. Если им разрешать всё-всё, они могут вырасти репейником.

Ирина вспоминает, как выбирали занятие для сына. Пробовали музыкальную школу. Миша занимался, только вот радости это не доставляло. И тогда она предложила: берём академический отпуск, пробуем ходить на спорт.

– Речь не шла о том, что мы просто бросаем музыку, – рассказывает. – Потому что это очень большой соблазн – так можно в жизни бросать всё. Сказала сыну: «Я готова принять твоё решение. Определяйся, но просто так сидеть у телевизора ты не будешь».

Теперь она старается бывать на всех соревнованиях сына, хотя честно признаётся: ничего не понимает в самбо. Но ведь Миша-то понимает. И мама задаёт ему тысячу вопросов.

– Господь каждого наделяет своими талантами, – уверена Ирина. – И важно увидеть их, а не ругать деток за то, что у них не получается что-то другое. Рыбки плавают, птички летают – каждому своё.

Принять решение

Сегодня Лапшины рады, что старшие дети учатся в православной гимназии. Но признаются: решение это не было очевидным.

– Мы очень серьёзно думали, где должны учиться дети, – говорит Ирина. – Я училась в светской школе и помню, какие у меня были с этим связаны трудности. Ну, вот смотрите: Крещение Господне – 19 января. Такой праздник, в который просто невозможно не пойти в храм. А в школе учебный день. И если ты учёбу пропускаешь, уже остаёшься в должниках. В православной гимназии этих проблем нет. Потому что дети на все двунадесятые праздники идут в храм, они молятся, исповедуются, причащаются. Каждый урок начинается с молитвы и заканчивается благодарением. И они не выглядят здесь белыми воронами. При этом я уверена: дети не будут ими себя чувствовать и в светской взрослой жизни. Ведь православная гимназия изначально даёт очень сильное светское образование. У нас нет такой цели, чтобы готовить ребят исключительно в семинарию или в духовное училище девочек. Ребята сдают с прекрасными результатами экзамены, поступают в разные вузы, совершенно на разные направления, на бюджетные места. С прошлого курса только один мальчик пошёл в семинарию, остальные выбрали другие профессии, никто их за это не осуждает. И у нас каждый очень внимательно старается относиться к желаниям ребёнка, раскрыть в них их способности и таланты. Мы же хотим, чтобы наши дети в первую очередь были счастливыми. А как они будут такими, если станут заниматься нелюбимым делом?

Православный человек не профессия. Это в первую очередь люди добрые, искренние, трудолюбивые. Настоящие.

Я вижу, как наши дети общаются с другими детьми, теми, кто не ходит в храм, учится в обычной школе. Никакого диссонанса! Бывает, ещё и сверстников наставляют: надо, мол, ходить в храм, а вот так делать нельзя. Часто слышу от них: «А вот у нас в гимназии…» И, знаете, те, бывает, уже и сами просят родителей сводить их в храм.

В гимназии и трудолюбие по-другому вырабатывается, и терпение, и милосердие по отношению к ближнему. Сейчас вообще очень сильно возрос интерес родителей к православной гимназии. Но, как говорит наш директор, сюда не может прийти учиться только ребёнок. Учиться приходит вся семья. Если вся семья к этому готова, тогда вам сюда. Если же вы к нам ребёнка отдали, а сами будете продолжать не соответствовать этому образу жизни, то лучше отдайте в хорошую обычную школу. Иначе у детей начинается раздвоение. Они не понимают, как же правильно поступать – как учат здесь или как они видят дома. Нам нужно, чтобы ребёнок был меж двух подушек, а не между двух огней. Метания не должно быть, иначе не будет и результата.

Теги: Общество

573

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.