Испытательный срок для водителя

08:00 — 19.04.2017

Испытательный срок для водителя

Автор фото: Наталья Ермакова

Испытательный срок для водителя

08:00 — 19.04.2017

Начинающих водителей после порции изменений дорожных правил, заработавших две недели назад, могут ждать ещё новшества. В Госавтоинспекции рассматривают предложение выдавать выпускникам автошкол права для начинающих. Как бы временные. И только через два года – настоящие. Причём не всем «автоматом».

Дежавю

«Временные права» для начинающих водителей, автомобилистов-любителей, которые пока ещё не профессионалы, выдавали в Советском Союзе. Но в 1991 году от этого отказались: у дорожных полицейских значительно прибавилось работы – число автомобилей на дорогах стало стремительно расти. В 2012 году Общественный совет при МВД предлагал вернуться к советским ограничениям для начинающих: установить для них предел по скорости до 70 км/ч, запретить перевозить больше одного пассажира и ездить по ночам. Ранее автошколы предлагали ввести второй этап обучения, который водителям надо было бы пройти через год после получения прав. Тогда инициативы не нашли законодательной поддержки. И вот – новая попытка.

– В свете ограничений для начинающих водителей, которые вступили в силу в начале апреля, у наших предложений, я думаю, хорошие шансы на осуществление, – прокомментировал нам ситуацию председатель правления Союза автошкол России Александр Ачкасов.

На пересдачу

Напомним, с 4 апреля водителям со стажем менее двух лет запрещено буксировать другие автомобили, перевозить людей на мотоцикле, мопеде, управлять транспортом с крупногабаритными, тяжеловесными и опасными грузами. Для них также стал обязательным знак «Начинающий водитель» на стекле автомобиля.

– Права для начинающих автомобилистов действуют во многих странах, так что, по большому счёту, мы ничего революционного не предлагаем – это мировой опыт, – поясняет Александр Ачкасов. – Можно сделать вкладыш, куда будут вноситься допущенные водителем нарушения в течение двух лет. Разработать критерии: какие нарушения, в каком количестве не помешают получить постоянные права, а в каком случае придётся ещё раз показать свои знания. Мы не предлагаем снова направлять нарушителей в автошколы – так что какой-то нашей корысти тут нет. Автомобилистов, у которых окажется слишком много нарушений, можно было бы отправлять на сдачу специально разработанного теста в Госавтоинспекцию.

Тест на умение читать

Союз автошкол предложил также ввести для курсантов тест на умение «читать дорогу».

– Такие тесты действуют при подготовке водителей в ряде стран, например, в Испании. После их введения аварийность пошла на спад, – рассказывает Александр Ачкасов.

Речь о компьютерной программе: на мониторе дорога, курсант «едет», а впереди неожиданности.

– Дети, велосипедисты – автомобилиста могут ждать самые разные ситуации, требующие мгновенного принятия решения, – комментирует наш собеседник. – Такой тренажёр просто необходим. Занятиям с использованием этой программы, думаю, надо уделять не один час.

В МВД пока думают.

Между тем

Готовятся изменения законодательства, которые коснутся всех автомобилистов. Так, уже до конца мая (к началу летних каникул) Правительство России может принять постановление, которое поставит под запрет адаптеры на ремни безопасности при перевозке детей. Это треугольная накладка на ремень, которая отводит его от шеи ребёнка. Адаптеры недороги (400–800 рублей), но Росстандарт признал их недостаточными для обеспечения безопасности.

Сейчас в правилах так: детей до 12 лет на заднем сиденье можно перевозить с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, или иных средств, позволяющих пристегнуть его ремнём безопасности. В эту формулировку и предполагается внести изменения. Зелёный свет дадут только детским креслам и бустерам. Ребёнка ростом выше 150 сантиметров можно будет просто пристёгивать ремнём безопасности.

Если постановление примут, за использование адаптера придётся платить штраф в 3000 рублей. Кроме того, обсуждается введение лицензирования производства детских кресел, так как много некачественной продукции – такие кресла недостаточно надёжны, могут разломиться при ударе.

Прямая речь

Игорь Михайлушкин, начальник отдела пропаганды Управления Госавтоинспекции по Нижегородской области:

– Общество ждёт от вчерашних выпускников автошкол безусловного соблюдения правил дорожного движения. Однако ДТП с участием начинающих водителей на дорогах региона, к сожалению, имеют место. Одна из самых громких историй – происшествие в Нижнем Новгороде на улице Ванеева в январе этого года, когда с моста вылетела и рухнула вниз иномарка. За рулём был 18-летний молодой человек, получивший права шесть дней назад. Троих пострадавших госпитализировали. Изменения Правил дорожного движения, которые вступили в силу 4 апреля и установили ряд ограничений для начинающих водителей, думаю, должны быть восприняты как определённый сигнал: задан тренд на сужение возможностей неопытных водителей. Это совершенно нормальная практика, двухступенчатая система получения прав действует во многих странах. Например, в США начинающим водителям с временными правами запрещено ездить в ночное время, перевозить пассажиров, для них действует ограничение скорости движения. Если за определённый период времени водитель нарушал правила, то ему придётся пройти ещё какие-то экзамены, а могут и вообще вынести решение, что этому человеку пока нельзя выдавать права. Добавлю, что за январь этого года в Нижегородской области водители со стажем до двух лет совершили 18 ДТП – столько же, сколько в январе 2016-го. Однако тогда погибших в таких ДТП не было. В этом году – четверо. Увеличилось и число пострадавших – на 8,1 процента: до 40 человек.

Наталья Мещанинова, водительский стаж четыре года, Кстово:

– Я сомневаюсь в эффективности подобных нововведений. Ответственный и адекватный человек, недавно севший за руль, сам в состоянии проанализировать ошибки и «подтянуть хвосты». А бездумных ничего не остановит. Даже если придётся пересдавать теорию в ГАИ, на дороге они так и будут лихачить и нарушать. В идеале при отделах Госавтоинспекции должны быть какие-то курсы повышения водительского мастерства. Хотя опять же туда пойдёт только ответственный водитель. А коррупционная составляющая? Найдутся обходные пути для того, чтобы временный вкладыш изменить на постоянные права и при наличии серьёзных нарушений.

Обойдёмся без ГАИ?

Автошколы хотят сами принимать экзамены на получение водительского удостоверения. Без Госавтоинспекции. Гильдия автошкол России вышла с такой инициативой на парламентских слушаниях в Госдуме: передайте полномочия от ГАИ нам.

МВД выступило в прошлом году с таким предложением: пусть автошколы при приёме экзаменов возьмут на себя теорию и «площадку» – проверку первоначальных навыков управления автомобилем. Предполагалось, что изменение порядка приёма экзаменов позволит существенно снизить нагрузку на подразделения Госавтоинспекции, сократит очереди и снимет лишнюю финансовую нагрузку с МВД. Ведь для приёма экзаменов надо, чтобы у подразделений Госавтоинспекции была собственная или арендуемая площадка, автомобили разных категорий и прицепы к ним. Но изменений законодательства не последовало.

Теперь гильдия автошкол России анонсирует возможные новшества так: «В обход ГИБДД: выдавать права будут прямо в автошколах». Чтобы предотвратить вероятные злоупотребления при выдаче прав, предлагается подключить к приёму экзаменов общественные комиссии – представителей автошкол, страховых компаний, общественности. Они, считают в гильдии, могли бы контролировать процесс, пресекать коррупцию.

Мнение

Александр Буланов, директор одной из нижегородских автошкол:

– Передать полномочия по приёму экзаменов автошколам полностью, я считаю, – это авантюра. Отдать теорию и «площадку» можно. Но «город» – категорически нет. Какими бы ни были претензии к Госавтоинспекции, определённый и достаточно высокий уровень требований при приёме экзаменов она поддерживает. Если автошколам передать полномочия полностью, то они превратятся в пункты по выдаче прав. Буквально. Говорят: а в каких-то странах так. Может быть. Но Россия – это Россия. Говорить: а вот мы возьмём такое-то положение у Европы, некорректно. В Европе – система. Брать отдельные её части и пересаживать на нашу почву – не знаю, как это будет работать. Или брать систему полностью, или иметь свою.

Теги: Общество

332

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.