Битвы с ретейлом: как допекли хлебопёков

08:07 — 17.04.2017

Битвы с ретейлом:  как допекли хлебопёков

Автор фото: Юрий Правдин

Битвы с ретейлом: как допекли хлебопёков

08:07 — 17.04.2017

Великое противостояние между производителями и торговыми сетями длится уже не один год. Сегодня в зоне нашего внимания взаимоотношения ретейла и хлебопёков.

На мировую согласны не все

На сегодняшний день федеральный закон «О торговле» не запрещает сетевикам возвращать предприятиям нереализованный хлеб, а те, в свою очередь, несут от этого многомиллионные убытки. Несмотря на то что в Нижегородской области есть положительный опыт «мирного договора» – с 1 июня компания Х5 Retail Group готова перейти на безвозвратные отношения с производителями, – далеко не все сетевики спешат менять свою позицию.

В общем, практика показала, что нужны не рамочные договорённости, а нормативный акт, который будет обязателен для исполнения. На днях готовность поддержать такой закон выразил депутат Госдумы от Нижегородской области Артём Кавинов: в рамках рабочего совещания в нижегородском правительстве он предложил ввести запрет на возврат непроданного товара производителям.

Два месяца вхолостую

В своём выступлении депутат привёл данные ЗАО «Арзамасский хлеб». Из-за того, что магазины заказали, но не смогли продать весь товар, получилось, что, например, в 2015 году завод два полноценных месяца проработал фактически вхолостую. Мы обратились к производителю за более свежими цифрами, чтобы проследить динамику объёмов возврата.

– С каждым годом они только растут, – констатирует начальник отдела продаж Олег Малышев. – Так, если в первом квартале 2016 года нам вернули 127 тонн (3,7 процента), то за аналогичный период текущего года этот показатель составил 160 тонн (4,8 процента). В рублях это 7,4 миллиона и 10 миллионов соответственно. Ситуация сложная и неоднозначная. С одной стороны, мы понимаем позицию торговых компаний: точно спрогнозировать покупательское поведение, а следовательно, и объёмы продаж, невозможно. Но есть случаи, когда возврат в отдельно взятой точке достигает 30–40 процентов!

К сожалению, договориться получается далеко не всегда. Сегодня сети оказываются в выигрышном положении: они могут диктовать поставщикам свои условия, включая в контракты заведомо невыгодные для них пункты. И ведь деваться-то некуда: если откажешься, то лишишься важного канала реализации, а магазин просто найдёт себе другого партнёра. От этого страдают не только хлебозаводы. Например, производители молочки, мясных продуктов находятся приблизительно в том же положении.

Куличи обратно на завод мечи

Сегодня доля не востребованной покупателями продукции в среднем составляет 8–10 процентов, а по некоторым позициям и все 20. Надо понимать, что сети возвращают не просроченный или бракованный продукт, а вполне нормальный хлеб, у которого ещё не вышел срок годности. Из общего объёма на переработку идёт всего около двух процентов: изготавливаются сухари, сухарная мука и т. д., остальное утилизируется. Само собой, все затраты ложатся на производителя.

– Нереализованный хлеб надо забрать, рассортировать, переработать или передать на утилизацию, – перечисляет президент ассоциации «Нижегородский хлеб» Виктор Головачёв. – Все эти операции должны быть официально проведены бухгалтерией. В общей сложности в процедуре возврата хлеба задействованы шесть-семь сотрудников предприятия плюс водитель.

А в Пасху настоящей головной болью для хлебозавода становятся куличи. По ним возврат обычно составляет около 10 процентов. Себестоимость товара высокая, а переработать его можно только в… сухари. Но ведь сразу продать 5 тонн сухарей вряд ли получится, а через два месяца у них вый­дет срок хранения…

Неизбежность ведёт к «хлеболёту»

Некоторые производители, чтобы меньше зависеть от розничных сетей, идут на различные ухищрения. Так, завод «Колос-3» организовал торговлю с машин – так называемых «хлеболётов». Обычно они стоят у дороги, и на неприкрытые буханки летят пыль и грязь.

– Нарушая санитарные нормы и правила безопасности, производитель создаёт неудобства не только потребителю, но и своим коллегам, делая невозможным анализ объёмов заказа: скажем, сегодня автомобиль приехал и продал покупателю хлеб, а завтра его нет, и люди вынуждены идти в розничный магазин, тем самым нарушая сложившийся баланс спроса и заказа, – объясняет Виктор Романович. – Но у предприятий нет другого выхода, так что если в ближайшее время торговые сети всё-таки не удастся приструнить, объём продаж с автомашин только увеличится. И это при запредельном количестве торговых площадей.

Попытка № 2

Изменить ситуацию поможет только законодательный запрет.

– Затраты у магазинов будут минимальными: им просто придётся поручить маркетологам проводить анализ спроса и рассчитывать объём закупки, а прибыль в том, что сократится объём перевалки хлеба, сортировки, оформления, – уверен Виктор Головачёв. – Цифра будет одинаковой практически каждый день. Кроме того, хлебозаводы при необходимости готовы довозить продукцию.

Кстати, попытка разделить ответственность производителей с продавцами уже предпринималась в 2013 году: тогда депутаты вносили в Госдуму соответствующее предложение. Но в 2014 году оно было отклонено: правительство сочло, что запрет навязывания условий по возврату уже содержится в законе «О торговле», а уж объёмы – это личное дело поставщика и продавца. И вот в конце прошлого года Госдума вернулась к рассмот­рению данного вопроса.

Марина Пескарёва, директор ООО «Починковский хлеб»:

– На нашем предприятии возврат составляет 0,6 процента, или чуть более полутора тысяч рублей в месяц. Причина такого низкого показателя проста: мы не сотрудничаем с торговыми сетями (это наша принципиальная позиция), а реализуем продукцию только через мелкие розничные магазины потребкооперации. Это даёт возможность формировать более точные заявки и не привозить лишнюю продукцию.

Конечно, розничные сети стали для нас серьёзными конкурентами: у них всегда большой выбор, полки буквально ломятся от изобилия всевозможных хлебов, булочек, сушек и т. д. Тем не менее, на мой взгляд, наш хлеб выигрывает по качеству. Кроме того, за долгие годы работы райпо он смог найти своего потребителя.

Александра Виданова, руководитель потребительского общества «Хлеб» (Красные Баки):

– У нас возврат составлял и 15 процентов, и 20, но вот в марте удалось выйти на 5,6 процента, это 15,3 тысячи рублей убытка. С нашими небольшими объёмами производства даже это много.

К счастью, мы находимся в таком положении, что сети не могут диктовать нам свои условия. Хотя попытки были: в начале этого года они всё-таки уговорили нас сотрудничать и заверили, что продадут всё, что мы им поставим. Но на деле оказалось не так: возврат был, причём довольно большой. И уменьшать объёмы заявки они отказывались. С теми сетевыми магазинами, которые не хотели вести диалог, мы перестали сотрудничать и такой жёсткой позиции намерены придерживаться впредь. Что касается собственных магазинов Краснобаковского райпо, то с ними проблем не возникает: сотрудники анализируют спрос и передают нам заявку.

Хочу сказать, что такое кощунство может быть только в России! Сердце кровью обливается, когда видишь, что целые тонны хлеба, доставшегося таким трудом, просто выбрасывают на свалку. Хотя, конечно, производители сами виноваты: идут на поводу у розницы, которая ни с кем не считается. И ведь сами с такими затратами прибыли порой не получают. Надеюсь, что поправки в закон всё-таки примут и ситуация изменится.

Теги: Экономика

479

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.