Полёт сквозь время и реальность

08:00 — 12.04.2017

Полёт сквозь время и реальность

Автор фото: Георгий Ахадов

Полёт сквозь время и реальность

08:00 — 12.04.2017

Бесконечное падение в кроличью нору, погони, загадки и даже иллюзия обмана зрения… Мало какой театр решится на постановку загадочной и философской сказки Льюиса Кэрролла. Тем более что в ней должно быть море волшебства, чудес и превращений.

Как это, мама?

Режиссёра Карена Нерсисяна сложности не испугали. И вот – премьера «Алисы в Стране чудес» в ТЮЗе. Мирная полянка, домик вдалеке, Алиса (Анастасия Волох) засыпает на коленях у Мэри и… начинается волшебство! Очень смешным получился знаменитый Белый Кролик в исполнении Владимира Берегова. Так трогательно он пугается и с криком «Мои усики, мои лапки!» увлекает Алису и её кошку Дину (которую с изя­ществом и истинно кошачьей грацией сыграла Татьяна Миронова) в водоворот событий.

Погоня и падение в бесконечность и вправду похожи на водоворот. От световых эффектов у зрителей начинает кружиться голова, а дети спрашивают взрослых: «Что, они правда падают? А как это?» Ольга Лагеда сценографией спектакля и действительно задаёт загадки. Знаменитая сцена «съешь меня» и «выпей меня» с увеличением и уменьшением героини сделана с помощью оптической иллюзии, близкой к популярной сегодня комнате Эймса, в которой человек, стоящий в одном углу, кажется великаном, а в другом – карликом. Конечно, создать полную иллюзию для всех в зале невозможно. Но юные зрители с восторгом обсуждают увиденное, не в силах удержаться от комментариев. А потом искренне сочувствуют героям, продрогшим и вымокшим в виртуальном море Алисиных слёз.

Казалось бы, после фильмов, мультфильмов и знаменитых иллюстраций про Алису зрителей ничем не удивить. Но театру удалось.

Погружение в сказку

Актёры явно наслаждались возможностью пошалить на сцене. Особенно те, кто играл сразу по несколько ролей. Уморительны герои Анатолия Чухнова – от вымершей птицы Додо и швейцара Лягушонка до садовника, в смертельном испуге перекрашивающего розы в требуемый грозной королевой цвет. Три образа, каждый из которых смешной и грустный одновременно. Впрочем, в этом спектакле многим пришлось на ходу менять костюмы и характеры. Олег Фаттахов стал знаменитой Гусеницей, восседающей на грибе и пускающей пузыри (зрелище фундаментального гриба и множества смешных ножек гусеницы очень понравилось юным зрителям), печальным Мартовским Зайцем и даже вечно чихающей от перца сумасшедшей кухаркой! Причём каждого из героев наделил эффектными чертами, надолго врезающимися в память. Фёдору Боровкову так и вовсе пришлось превращаться из запуганного Лори в вальяжного Чеширского Кота, который философствовал, неожиданно исчезая и появляясь то там, то здесь, чем радовал юных зрителей. Была и знаменитая «улыбка без кота», а под финал Фёдор стал бесстрастным Бубновым Валетом, так и не сумевшим доказать свою непричастность к краже пирожков.

Всё в меру

Очень нравится юным зрителям сцена с гигантской Алисой и Горлицей (Екатерина Дубинина). Тут есть всё – и сказочное превращение, и кукольный театр с вылупляющимися птенцами, и шикарный музыкальный номер, великолепно исполненный актрисой, и юмор, похожий на слоёный пирожок. Над одной его гранью смеются дети, над другой – взрослые. В итоге все получают свой заряд веселья. И тут же – печальный и полный грусти эпизод с пятичасовым бесконечным чаем, вырваться из которого не могут оскорбившие само Время Мартовский Заяц и Шляпник. Растерянность и бессмысленность жизни последнего очень точно передал Александр Барковский. Ирина Страхова великолепна в роли полоумной Герцогини, коварной и доброй одновременно. А королевский двор так и просто стал ярким царством абсурда, в котором хороши все, особенно Король с Королевой (Алексей Филиппов и Екатерина Дубинина), единодушные в своей идее фикс с отрубанием голов. Путешествие по страницам сказки ведёт зрителей через смешное и грустное. Словно бусинки нанизывает режиссёр на нить повествования эпизод за эпизодом, характер за характером. Быть может, не всё получилось идеально. Но спектакль случился. И будет дарить юным зрителям знакомство с одной из самых загадочных литературных сказок на свете.

Теги: Театр, Культура

3066

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.