Магазин: terra incognita

08:07 — 29.03.2017

Магазин: terra incognita

Автор фото: Николай Бравилов

Магазин: terra incognita

08:07 — 29.03.2017

Приходя в продуктовый магазин – большой супермаркет или сельпо, мы подчас не ожидаем, что можем попасть в нестандартную ситуацию: купить непропечённый хлеб, столкнуться с требованием охраны показать содержимое сумки. Или, не дай бог, поскользнуться на полу торговой точки и загреметь в больницу… Что же делать потребителю в этих и других случаях?

Купили некачественный товар (сыр с белым несвежим налётом, помятую банку консервов, другое) плюс не сохранили чек.

Если на вашу просьбу заменить товар на качественный или вернуть деньги следует отказ, пишите претензию (в двух экземплярах, один из которых – с входящим номером, датой, росписью принявшего – оставляйте у себя). Отказываются принять жалобу? Направляйте её заказным или ценным письмом (с описью вложения) с уведомлением. В течение 10 дней с момента предъявления претензии вам должны ответить и возвратить деньги. Если по-прежнему игнорируют (а за товар заплачена большая сумма), обращайтесь в суд.

При отсутствии чека можно воспользоваться свидетельскими показаниями, попросить запись с видеокамер при их наличии или предъявления кассовой ленты.

Заставляют сдавать сумки, ценные вещи (фотоаппарат, планшет и прочее) в камеру хранения, а при отказе настаивают на досмотре.

Администрация магазина не имеет права заставить покупателей сдавать вещи в камеру хранения. Причём за сданные и утраченные вещи магазин несёт материальную ответственность, несмотря на вывешенное во многих торговых точках объявление с обратным утверждением. Охранники не имеют права обыскивать покупателя, а могут лишь предложить ему добровольно предъявить свои вещи для осмотра. Только вызванный сотрудник полиции имеет такое право, да и то в присутствии двух понятых.

Ребёнок откусил шоколадку, открыл бутылочку с соком, которые вы не собирались покупать, при этом у вас ещё и нет денег.

Должны оплатить товар. В противном случае магазин имеет право вызвать полицию и составить акт. Советуем позвонить родственникам, знакомым, чтобы принесли деньги или оставьте администрации в залог на время какой-либо документ (кроме паспорта и различных удостоверений).

Получили травму в магазине (например, поскользнувшись на сыром кафельном полу).

Вначале подайте досудебную письменную претензию к администрации с обоснованными требованиями. В случае отказа пострадавший покупатель вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда. Для этого придётся доказать факт получения травмы (вызов скорой помощи на место происшествия, наличие свидетельских показаний, показаний камер видеонаблюдения). В суд предоставляются медицинские документы, чеки по факту приобретения лекарств и прочее. Отсудить у магазина можно не только причинённый ущерб, в том числе и моральный, но и деньги, потраченные на юриста.

Нечаянно разбили бутылку дорогого вина, яйцо, рассыпали крупу…

В подобной ситуации вы не должны платить за утраченный товар, несмотря на требования сотрудников магазина. Пока товар не оплачен на кассе, собственником является магазин, после – покупатель. Обоснуйте случайную утрату узкими проходами, скользким полом, плохо закреплённым стеллажом (при наличии камер видеонаблюдения это легко подтвердить). И только если покупатель признаёт вину (опять же камера видеонаблюдения подтвердит), магазин может требовать оплаты товара.

Нет сдачи на кассе.

Отказывать покупателю по этой причине в продаже товара или не доплачивать незаконно. Снабдить кассиров достаточным количеством мелочи для расчётов – обязанность руководства торговой точки. Об этом говорится в правилах эксплуатации кассовых аппаратов при осуществлении денежных расчётов с населением. Пригрозите магазину записью в книге жалоб и предложений.

Не принимают рваную, грязную, мятую купюру, покорёженную монету.

Отказ правомерен только в случае, если повреждены регистрационный знак или большая часть площади бумажной купюры или монеты. В случае более сильных повреждений расплатиться купюрой будет нельзя, зато её можно обменять в банке на новую (если она сохранила не менее 55 процентов площади).

На развесном товаре (мороженая рыба, конфеты и прочее) не указаны производитель, дата упаковки, хранения, вес, состав…

Попросите продавца показать вам этикетку от коробки, листок-вкладыш, накладную или другие документы с интересующими данными. Отказывается – можно сфотографировать товар и отправить фото с жалобой в региональный Роспотребнадзор.

Увидели или приобрели просроченный товар.

Попросите продавцов убрать его, а вам – вернуть деньги. Отказывают – пишите претензию. Можно сфотографировать товар на мобильный телефон и направить жалобу с фото в региональный Роспотребнадзор или зафиксировать нарушение в магазинной книге жалоб и предложений.

Цена на ценнике не соответствует пробитой в чеке.

Требуйте возместить вам разницу, обратившись к продавцу или администратору магазина. Цена, указанная в ценнике, является публичным предложением, изменить которое магазин не вправе. Ссылки продавцов на то, что не заметили, меняли товар и прочее, незаконны. Можете подать жалобу в региональный Рос-потребнадзор, приложив фото ценника и чек.

Все претензии пишутся в двух экземплярах. Один из них – с входящим номером, датой, росписью принявшего – оставляйте у себя.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Ларису Николаеву, генерального директора одной из нижегородских юридических компаний.

* terra incognita – в переводе с латинского «неизвестная земля».


Теги: Общество

176

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.