Куда заведёт страну Шёлковый путь

10:23 — 13.03.2017

Так выглядит один из вариантов «прокладки» Экономического Шёлкового пути. Нижегородская область в этом случае оказывается буквально в центре транспортных потоков.

Так выглядит один из вариантов «прокладки» Экономического Шёлкового пути. Нижегородская область в этом случае оказывается буквально в центре транспортных потоков.

Куда заведёт страну Шёлковый путь

10:23 — 13.03.2017

На состоявшейся в первые мартовские выходные пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) глава комитета по развитию и реформе КНР Хэ Лифэн обнародовал весьма любопытные цифры. За три года с начала реализации проекта Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) инвестиции в него превысили 50 миллиардов долларов. Проект зримым образом воплощается в жизнь, при том, что множество деталей и обстоятельств до сих пор не отрегулировано.

«Семечки» закончились, инвестиции идут

Для такого масштабного проекта, каким предполагается новый Шёлковый путь, вышеозвученная сумма — это семечки. Так, для затравки. Но уже в этом году Китай намерен инвестировать 116 миллиардов долларов в прокладку железных дорог и 262 миллиарда в развитие скоростных шоссе и водных транспортных путей. Уже заключено более 50 соглашений о сотрудничестве в рамках этого трансконтинентального экономического коридора, об участии в котором заявили более ста государств и международных организаций, в том числе и ЕАЭС. В прошлом году начались переговоры об интеграции двух блоков.

Изначально рассматривалось несколько вариантов прокладки нового Шёлкового пути, которые должны были стать более скоростной и дешёвой альтернативой нынешним морским перевозкам через Суэцкий канал. Был южный проект — через Афганистан, Иран, Турцию и проливы. Среднеазиатский — через Казахстан, Туркмению, Каспий, Закавказье, опять-таки Турцию или Украину. Оба пути осложнялись двойной или тройной перегрузкой через морские порты, слабо развитой инфраструктурой и весьма сомнительной социальной и политической стабильностью транзитных государств. В итоге, по крайней мере на ближайшую перспективу, приоритетным был выбран северный маршрут — через Казахстан, Россию, Беларусь — напрямик в Старый Свет, без каких-либо морских пересадок и перегрузок.

Нынешний маршрут китайско-европейской торговли через Суэцкий канал и Средиземное море давно и хорошо освоен, но неудобен из-за своей длительности. Протяжённость маршрута составляет 24 тысячи километров, а длительность 40–50 суток. Альтернативный Северный морской путь короче почти в два раза, но по объективным обстоятельствам большую часть года он по-прежнему недоступен и ещё не скоро станет полноценной транспортной артерией. Поэтому на ближайшее время приоритет отдан сухопутным евразийским железнодорожным и автомобильным путям, сокращающим время до 10 суток и обеспечивающим высокий уровень безопасности.

Регионам приготовиться к дороге

Российско-китайское сотрудничество в реализации нового Шёлкового пути обсуждается практически на каждой встрече руководителей в последние два-три года. Не обошёлся без этой темы и очередной визит Президента России в Поднебесную, в прошлом году. По его итогам стало понятно, что от обсуждения стороны уже приступили к конкретной реализации.

Новая скоростная автодорога протяжённостью более 8,4 тысячи километров соединит Европу с западным Китаем через территорию России. В нашей стране она пройдёт по 8 регионам. Речь идёт о Московской, Владимирской, Нижегородской областях, Чувашии, Мордовии, Татарстане, Ульяновской и Самарской областях. Китайские инвесторы готовы вложить в трассу около 150 миллиардов рублей, что составляет третью часть от требуемого объёма инвестиций. Остальное придётся на российскую долю.

От Москвы дорога пойдёт через Минск в Польшу, а через Петербург в Финляндию.

Подкрепить статус инфраструктурой

Но речь идёт не только о транспортных путях и транзитных возможностях; потенциал Экономического пояса Шёлкового пути намного обширнее. Российско-китайской рабочей группой по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП подготовлен перечень из 20 проектов в таких областях, как инфраструктура, энергетика, сельское хозяйство и промышленность, в которых планируется совместное сотрудничество.

Некоторые из этих задумок уже реализуются. В частности, прокладывается та самая трасса — международный транспортный маршрут (МТМ) Европа — Западный Китай. Развивается сухогрузный район морского порта Тамань, строится трубопровод «Ямал-СПГ». По некоторым проектам всё ещё ведутся переговоры. Речь о магистрали Москва — Пекин, газотранспортной системе «Сила Сибири — 2», противопаводковых ГЭС на притоках Амура. На стадии экспертного изучения находятся проекты транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», освоение Ерковецкого угольного разреза и Огоджинского месторождения, строительство Азиатского энергокольца и некоторые другие.

Экономический пояс Шёлкового пути — это не только дороги и транспортные коридоры, но и масштабные инфраструктурные и экономические проекты, связывающее евразийский континент в единое целое. И у России в этой постановке пусть и не ключевая, но одна из важнейших ролей, которая позволит не только повысить свой статус, но и обновить собственную инфраструктуру.

Трасса добавит статью

На проектирование и строительство участков автомобильных дорог, входящих в МТМ «Европа — Западный Китай» на территории России, планируется потратить более 20 миллиардов рублей. Новая сеть скоростных магистралей не только увеличит транзитный товаропоток, но и стимулирует внутрироссийское движение и развитие, сократит время в пути на 40 процентов и снизит транспортную составляющую в цене продукции.

Свою долю пирога получат и железнодорожные перевозчики, особенно после модернизации и строительства высокоскоростных линий. Дорога же — она в оба конца, так что увеличатся и внешнеторговые возможности российской экономики — и на азиатском, и на европейском направлении. По оценкам некоторых экспертов, транспортные услуги могут стать одной из крупнейших после нефтегазового сырья статей российского экспорта.


1090

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.