«МариНет» берёт штурвал в свои руки

«МариНет» берёт штурвал в свои руки

Автор фото: Иллюстрации предоставлены RDC Aqualines

«МариНет» берёт штурвал в свои руки

20 новых проектов, претендующих на государственную поддержку в рамках реализации одной из национальных технологических инициатив – «МариНет», было презентовано в нижегородском политехе в рамках заседания рабочей группы проекта. Напомним, что программа «МариНет» объединяет все российские разработки беспилотных морских и речных судов. Реализация на практике этих технологий должна стать одним из прорывов для российской экономики в целом.

Привлекательность уникальности

– Вообще-то, сегодня эта тема так же далека от воплощения в жизнь, как тот экраноплан, который уже почти 30 лет стоит на стапеле и никак не взлетит, – звучит мнение скептика из зала.

Но директор по инновационному развитию, маркетингу и ВЭД ЦКБ по СПК им.Р. Е. Алексеева Сергей Королев, представляющий проект «Разработка и создание инновационной многоцелевой транспортной платформы на базе аппаратов с гидродинамическими принципами нового поколения», легко отбивает любые возражения. Даже те, которые непосредственно к его проекту не относятся.

– А вы знаете, что в течение года этот экраноплан можно запросто поставить на крыло? Ведь согласно недавно проведённой технической экспертизе, его готовность – 96 процентов. Почему тогда он не летает? Да просто за эти годы целиком и полностью изменилась элементная база! – парирует он.

Кроме этого проекта нижегородцы на суд экспертов представили ещё два, и оба от компании RDS Aqualines: «Экраноланы RDS Aqualines» и «Судно на подводных крыльях нового поколения». Все три в итоге были одобрены.

– Это новые суда с абсолютно уникальными средствами управления. Для «МариНет» привлекательность подобных проектов ещё и в том, что с советских времён сохранились уникальное производство и технологии мирового уровня, которые практически не имеют конкурентов за рубежом, – отметил замруководителя рабочей группы «МариНет» Александр Пинский.

По его мнению, такой транспорт будет интересен странам Средиземноморья и Юго-Восточной Азии – там скоростные суда смогут конкурировать с самолётами и паромами. Ну а в России они пригодятся в удалённых районах – как морских, так и речных: там, где авиацию содержать сложно и дорого.

Популярности добавят регионы

Впрочем, положительный ответ заранее был гарантирован большинству проектов, представленных на заседании, признаётся руководитель рабочей группы Сергей Генералов. Дело в том, что все они уже были рассмотрены в рамках отраслевых подгрупп (цифровая навигация, технология освоения ресурсов океана, инновационное судостроение) и одобрены экспертами. А вот сбор всей группы всё чаще проводится не в Москве, а в регионах. И это не случайно.

– За весь 2016-й мы рассмотрели 40 проектов, а сегодня за одно заседание сразу 20. Количество разработок по нашей тематике увеличивается, и это здорово, – признается Генералов. – Выездные сессии преследуют популяризаторскую цель – хотим, чтобы к нам как можно больше новых компаний приходило. Мы уже были во Владивостоке, Питере, теперь Нижний, следующие визиты в Томск, Калининград, Новороссийск, то есть в те города, где, как и у вас, есть сосредоточение кораблестроительных, информационных технологий, достаточно серьёзная научно-технологическая база.

Непригодных идей не бывает

Отбираются проекты, как правило, раз в квартал. Одобрение экспертов означает получение серьёзной государственной финансовой поддержки. Впрочем, просто на манну небесную из бюджета рассчитывать не стоит.

– Есть очень жёсткое требование соотношения частных и госсредств, – подчеркнул руководитель рабочей группы Сергей Генералов. – И те компании, которые не смогут обеспечить свою часть, денег от государства не получат. И как раз проект ЦКБ по СПК этому правилу не соответствует. У них в бизнес-плане заложено лишь 5 процентов собственных средств, а минимальное требование для проектов НТИ – 30 процентов. В общем, если хотят всерьёз участвовать, то просто необходимо привлечь сторонних инвесторов.

Кстати, Сергей Генералов считает, что отрицательное голосование вовсе не ставит на идее штамп «непригодно». Скорее это свидетельство того, что проект не сможет существовать в рамках именно схемы господдержки НТИ. Но есть и другие формы: федеральные целевые программы, программы министерства образования и т. д.

Сергей Генералов, руководитель рабочей группы «МариНет»:

– Сами по себе национальные технологические инициативы, о реализации которых объявил Президент РФ Владимир Путин – это уникальные программы государственно-частного партнёрства, направленные на продвижение даже не научных изобретений, а именно технологических решений на мировой рынок. Проект специально заточен на то, чтобы поддерживать российские технологичные компании с конкретными разработками при их выходе на зарубежные поставки. Экспортный вариант – обязательное требование. Уникальность ещё и в том, что в значительной мере правила игры определяют представители бизнеса. Именно они решают, поддержать заявленную идею или нет.

Александр Пинский, заместитель руководителя рабочей группы «МариНет»:

– В конце 2016 года Правительством РФ был внесён ряд изменений, который нужно учитывать при подготовке документов в 2017 году. Изменен минимальный объём внебюджетных средств для проектов, чьё воплощение в жизнь требует более 500 миллионов рублей – теперь он составляет 50 процентов. Также требуется заключение ВЭБ о возможности финансирования проекта на возвратной основе. Изменение в процедуре экспертизы проектов НТИ: теперь заключение ответственного ФОИВ (в нашем случае – Министерства промышленности и торговли) по проекту готовится и вносится в ПО НТИ до начала экспертизы остальными организациями. Также введено требование для коммерческих проектов о выходе на серийное производство. Причём на мероприятия, связанные с развитием и продвижением на рынок, субсидия выделяться не может. Сейчас ПО НТИ готовит новые методологические указания в соответствии с этими изменениями.

Николай Старченко, начальник отдела ОПК министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области:

– Так сложилось, что в экономике региона судостроительная отрасль не является ведущей, её доля составляет менее одного процента. Изначально нижегородские организации рассматривались как внутренние судостроительные заводы, дублировавшие работу предприятий, расположенных в приграничных приморских районах и работавших только на выпуск оборонной продукции.

На сегодняшний день судостроителями области производится вся номенклатура вспомогательных судов для нужд ВМФ страны (суда размагничивания и контроля физических полей, суда-мишени и суда для отработки вооружения, плавучие доки и причалы, в том числе из композитных материалов, водолазные суда, суда снабжения боевых кораблей и очистки радиоактивных отходов).

Развитие иных направлений тормозит отсутствие мер государственного регулирования и стимулирования судовладельцев, для размещения ими заказов на постройку гражданских кораблей и морской техники на нижегородских верфях. Избыточная кредитная и налоговая нагрузки приводят к тому, что 95 процентов новых гражданских морских аппаратов российские судовладельцы сегодня заказывают за рубежом.

По итогам 2016 года общий объём отгруженной судостроительными предприятиями региона продукции в денежном эквиваленте составил 21 миллиард рублей, т. е. темп роста по отношению к аналогичному периоду 2015-го составляет 108 процентов.

Теги: Экономика

1039

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.