Тамара КИРИЛЛОВА: «Сумочку к сапожкам – не модно!»

06:00 — 01.03.2017

Тамара КИРИЛЛОВА: «Сумочку к сапожкам – не модно!»

Автор фото: Георгий Ахадов

Тамара КИРИЛЛОВА: «Сумочку к сапожкам – не модно!»

06:00 — 01.03.2017

Заслуженная артистка России, звезда Нижегородского театра драмы Тамара КИРИЛЛОВА сыграла на его сцене около 70 ролей. И сегодня, перед юбилеем, её практически невозможно поймать — идут репетиции нового спектакля. Но для интервью «НП» Тамара Юрьевна выкроила время.

Золушка из драмкружка

— Я обожаю Горький! — наш разговор как-то сам собой начался вовсе не с театра. — Моя жизнь здесь началась с шестого класса, когда родители переехали из Германии. У меня отец — военный, и мы ждали, куда его пошлют служить дальше. В итоге родители поехали в Дзержинск, а я осталась в Горьком, у бабушки — Тамары Викторовны Вавюровской.

— Так вот в честь кого вас назвали!

— Да. У неё очень сложная и интересная судьба. Когда-то жила в Москве, была репрессирована. Шесть лет отсидела в лагерях, но дожила до преклонного возраста, несмотря на три инфаркта. Когда она поселилась в Горьком, к ней присылали девочек — учиться хорошим манерам. И со мной бабушка очень много занималась. Когда мы приехали из военного городка Нойштрелитц, я с совершенно вытаращенными глазами на всё смотрела. Другой мир, мне 12 лет, и я совершенно не знала Россию.

— Кем же бабушка видела внучку?

— Она мечтала о моём поступлении в университет, я занималась с педагогами. Но в итоге поступила в театральное училище и совершенно об этом не жалею. Всё как-то само получилось. Ещё в Германии я любила выступать с баснями и стихами. Мама мне искала что поинтереснее. Помню, Агнию Барто читала с выражением. В Горьком мы жили на Краснофлотской, я пошла в драмкружок Дома пионеров, который был в здании напротив. Руководитель кружка Виктор Иванович Чумак поддерживал меня во всём до поступления в училище после театральной студии в Доме культуры Свердлова, где преподавали нам артисты театра. В студии я играла Золушку. Такая была маленькая, пухленькая Золушка. Такой я и пришла в училище.

Простая история

— Неужели бабушка не отговорила?

— Я же поступила не сразу — год проработала в школе старшей пионервожатой. У меня очень хорошо получалось, мы легко находили общий язык с детьми, но хотелось иного. И профессия актёра сродни педагогике. Мы же тоже учим. Главное, чтобы не было указательного пальчика, который показывает, как нужно и как не нужно жить. Всё должно быть просто, понятно и эмоционально.

— А кто вас пригласил в театр?

— Семён Лерман. Он удивительный режиссёр, который делал спектакли без пафоса, по-человечески. В театре я начала с маленькой роли секретарши в спектакле «Муж и жена снимут комнату». Просто про жизнь. И сегодня такие спектакли возвращаются.

— И в чём, по-вашему, причина?

— Возьмите наш спектакль «Три романса о любви». Абсолютно простой сюжет, а зрителей волнует. Им нужны понятным языком рассказанные истории про любовь, про дружбу, про верность. В нашем «Осеннем танго» нет никаких изысков. История встречи двух одиночеств, пожилых людей. И не важно, что дело происходит в Америке.

— Многие актрисы ни при каких условиях не играют старушек, а у вас были одна другой краше — Коробочка, бабулечка в «Игроке», мать Базарова…

— Меня такие роли не смущают абсолютно. Когда мы брали для постановки «Игрока», у меня не стало мамы, был чёрный период. Плюс на красоток по возрасту я уже не подходила, и мы сделали эту бабушку. Режиссёр Ростислав Горяев хотел её показать очень сильной эмоционально. С массой деталей — перчаточки, дрожащие пальчики. Я сама не замечала, но друзья, кто хорошо знал моих маму и бабушку, увидели их в моей героине. Может, со стороны виднее. Мне сказали, что я даже смеюсь, как мама. Коробочка — совсем другой персонаж. Это всё — профессия. Во всём, что предлагают, нужно долго копаться, и тогда получается образ. А классика — это всегда интересно.

Я такая, какая есть.

Гений Горький

— Кстати, о классиках. Вы сыграли множество героинь Горького. Наверное, во всех спектаклях, что ставились по нему в нашем театре. Что для актрисы Горький?

— Горький — гений. Поэтому всегда интересен зрителю. На днях мы играли «Мещан». Сцена родительской разборки с детьми. Зрителей мало. Они боятся выражать свои эмоции. И вдруг женщина с первого ряда громко говорит: «Господи… Господи!.." Ей в этот момент происходящее на сцене стало важнее всего. А ведь когда было написано? И насколько современно сейчас! Это просто невероятно!

— А как вы, романтическая и женственная героиня, превратились сразу в двух грозных Васс Железновых?

— Я шла к этой роли. Как-то в интервью по телевидению Валентина Ерёмина спросила, о чём мечтаю. Я брякнула: хотелось бы Вассу сыграть! И мечта сбылась. Сначала Владимир Кулагин поставил моноспектакль «Васса», а потом вдруг в театре мне дали эту роль. Я очень люблю этот спектакль. Жаль, что он редко идёт и какие-то находки забываются.

— А посмотреть запись перед очередным показом?

— Нет. Раньше таких возможностей не было, так мы и привыкли. Хотя сейчас я активно пользуюсь Интернетом, общаюсь с подругами в разных странах. Меня сын научил, но предупредил: мама, смотри, чтобы не было зависимости. Я и не увлекаюсь. Хотя для спектакля «Павел I» много копалась в Сети.

— Ваш сын — историк. Что сказал он, оценивая этот спектакль?

— Мережковский — сложный автор. Весь театр готовился, читая множество исторической и художественной литературы. Книгу, ставшую для меня главной в понимании образа императрицы, — «Русский Гамлет» Елены Хорватовой — я подарила на премьере нашему Павлу — Евгению Зёрину. А сын на спектакль пришёл с новыми родственниками — он как раз женился, и всем им очень понравилось. Мережковский же не соблюдал историческую правду, так что есть возможность разных трактовок. Режиссёр Елена Невежина не показала даже само убийство Павла. Каждый домыслит сам. От этой роли я всегда под впечатлением.

Перестроиться на Вассу

— Как вам удаётся перестраиваться с роли на роль? Особенно сегодня, в вихре репетиций?

— Это тяжело. И с каждым годом всё тяжелее. Вот в субботу я играла «Мещан», а в воскресенье «Вассу». Трудно с Акулины Ивановны перестроиться на Вассу. А ещё утренняя репетиция с совсем другим характером и образом!

— Совсем скоро театр представит премьеру «Наш городок» по Торнтону Уайлдеру. В чём особенность работы с режиссёром Линасом Зайкаускасом?

— Всё ещё на подходе, спектакль рождается в муках. Режиссёр нам незнакомый, у него совсем другой стиль работы, не всегда нам понятный. Но премьера на носу, это факт. Репетиции сложные, эмоциональные. Очень трудная пьеса. И интересно смотреть, как работают молодые. Они у нас замечательные — постоянно придумывают какие-то творческие проекты. Да и просто с ними интересно! Вот в гримёрку к нам вселилась Вероника Блохина — хорошая девочка, очень нежная. Не обращает внимания на мои заскоки. Посмеётся, и всё! От неё я узнала, что сейчас — плохой тон, когда сумка подбирается под сапоги! Так что сегодня сумка, что я покупала под сапоги, лежит дома.


«Дыхание захватывает, когда несёшь по сцене корону — эту главную реликвию и святыню Российской империи». «Павел I».


Азарт в глазах бабуленьки в «Игроке» был неподдельным. Было время, когда и сама Тамара Кириллова играла в рулетку!

5897

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.