Заворожённый театром

06:00 — 01.02.2017

В роли Короля в интермедии спектакля «Гамлет»

В роли Короля в интермедии спектакля «Гамлет»

Автор фото: Георгий Ахадов

Заворожённый театром

06:00 — 01.02.2017

Лошади, кругом лошади. Фрагменты сбруи, портреты и фотографии лошадок по стенам, скульптурки на книжном шкафу – всё здесь зримо говорит о безмерной любви хозяина дома Святослава Ушакова к этим прекрасным животным. Их фигуры украшают даже плафон люстры!

Коварство Шиллера

На одной из фотографий он и сам запечатлён на коне, взмывшем ввысь. Здесь же портрет его мамы, гордо восседающей верхом, многочисленные снимки папы – блестящего наездника и известного в городе специалиста по коневодству. Портреты его родных и близких, висящие на стенах, можно рассматривать часами. Одухотворённые лица, гордые позы. Интереснейшие истории про них рассказывает патриарх нижегородской сцены Святослав Михайлович Ушаков, который завтра отметит своё 95-летие.

В свои сети театр, где он сыграл более 220 ролей, поймал его ещё мальчиком. А началось всё со спектакля «Коварство и любовь», поставленного знаменитым Николаем Ивановичем Собольщиковым-Самариным. Потрясённый увиденным, Святослав выбрал для себя театральный путь и никогда ему не изменял.

Во время войны, работая на оборонном заводе «Ява» в Дзержинске, он организовал драмкружок, который выступал на клубных площадках в Решетихе, Игумнове, Юрьине, в других близлежащих посёлках. Конечно, в госпиталях. Силами кружковцев были поставлены «Синий платочек» Валентина Катаева, сцены из «Леса» Островского и «Маскарада» Лермонтова. А в июне 1944-го Ушаков встретился с самим Собольщиковым-Самариным. Он и посоветовал талантливому молодому рабочему поступать в знаменитое театральное училище имени Щепкина при Малом театре. Его педагогом стала знаменитая Вера Николаевна Пашенная. С этого дня и начался профессиональный путь актёра Ушакова.

В добрый час

Училище он окончил с отличием, и в 1948 году был принят в труппу Горьковского театра драмы. Как вспоминают зрители, это был золотой век драм­театра – век блестящих актёров и режиссёров, великолепных спектаклей. Актёрский талант, превосходный по тембру и глубине голос и редкая красота дали Святославу Ушакову множество ролей, амплуа героя-любовника и признание зрителей. Аншлаги сменялись аншлагами.

На областном радио и сегодня можно услышать радиоспектакли с участием Ушакова.

Театр подарил ему и любовь всей его жизни – с будущей женой, Александрой Николаевной Вейсовой, Ушаков играл во многих спектаклях. Но «роковой» он называет постановку «В добрый час» по пьесе Розова, где он играл Аркадия, а она – пианистку Машу. Любовь на сцене превратилась в любовь в жизни.

Не забывал он и о своём увлечении лошадьми – молодой спортсмен выступал на многих ипподромах страны и привозил в Горький награды с соревнований. А на городских праздниках в разные годы верхом на лошади он был и Мининым, и Пожарским. А лошади, осознав важность момента и профессиональную руку всадника, шли под ним гордо, истинно по-княжески. Глядя на Ушакова, не удержались от соблазна оседлать коней и другие актёры театра.

Находка вне времени

Сменялись десятилетия, режиссёры, спектакли. Среди ролей, сыгранных Ушаковым, Алексей в «Оптимистической трагедии», Болингброк в «Стакане воды», Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты», Дон Хуан в «Девушке с кувшином», Альдемаро в «Учителе танцев», герои Горького, Островского, Достоевского, Чехова, Гончарова, Шиллера. И каждый из этих спектаклей становился яркой театральной страницей города, приносил актёру любовь новых зрителей и новых поколений. Даже в двухтысячных Ушаков поражал театралов своим мастерством, выходя на родную сцену в небольших ролях в «Школе жён», «Гамлете», «Нахлебнике».

А в ноябре 2007 года Святослав Ушаков снялся в эпизодической роли деда у всемирно известного греческого кинорежиссёра Тео Ангелополуса в фильме «Пыль времени». Съёмки проходили по ночам на Горьковском водохранилище. Ангелопулос высоко оценил мастерство нижегородца, заявив: «Ушаков – находка для фильма!» Гонорар от картины актёр потратил на выпуск книги, посвящённой юбилею родного театра «Театральные портреты», материалы к которой собирал многие десятилетия. Написанная прекрасным языком, ярко и увлекательно, а главное – правдиво, повествует она о звёздах нижегородского театра – от Собольщикова-Самарина до Николая Хлибко, Вацлава Дворжецкого и Владимира Самойлова.

Значение этой своеобразной театральной энциклопедии города, написанной с удивительной любовью и глубоким знанием, ещё не раз оценят историки и все, кто просто любит нижегородский театр. И сегодня Святослава Михайловича можно увидеть на всех театральных премьерах города. Внимательный зритель, он пристально наблюдает за театральной жизнью. И, быть может, его книга о театре ещё дополнится новыми страницами.

Теги: Культура

1961

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.