Марка «Нижний Новгород»: чем известен наш город

06:00 — 16.01.2017

Елисавета Торопова и Полина Кульбякина

Ёлочные игрушки нижегородской фабрики

Ёлочные игрушки нижегородской фабрики "Ариэль" известны в России больше, чем в самом Нижнем Новгороде.

Автор фото: Николай Бравилов

Марка «Нижний Новгород»: чем известен наш город

06:00 — 16.01.2017

Елисавета Торопова и Полина Кульбякина

85 лет назад, в 1932 году, Нижний Новгород превратился в Горький, в 1990-м произошла обратная метаморфоза. В первом номере года 2017-го журналисты Деловой газеты с помощью постоянных экспертов и фейсбук-френдов наших корреспондентов решили выяснить, какие горьковские бренды до сих пор ещё на слуху и что за новонижегородские бренды завоёвывают нынче популярность.

И вот что из этого получилось.

Сладкая парочка «ГАЗ» и Кремль

Газель NEXT у проходной ГАЗа

Вице-президент Южно-Уральской ТПП Сергей Ермаков уверен, что главный бренд Нижегородчины, конечно, ГАЗ. Но если раньше продукцию этого предприятия опознавали, в первую очередь, по «Волгам», то теперь на слуху «ГАЗели». Отмечает челябинец наш кремль и фабрику ёлочных игрушек «Ариель».

— Парадокс, мы — на Урале — наслышаны об этом предприятии, а нижегородцы нет, местные жители видели наши покупки и удивлялись, — вспоминает Сергей. Кстати, у нас в регионе по делам своей фирмы он бывает два-три раза в год.

Ещё одна его ассоциация с нашим регионом — «Нижфарм»: продукция этого завода часто встречается в челябинских аптеках.

С тем, что кремль и ГАЗ, одни из основных ассоциаций, когда речь идёт о нашем регионе согласен и москвич, председатель международного клуба лысых и член Ассоциации ветеранов группы антитеррора "Альфа" Андрей Попов:
- Я бывал в вашем городе и во времена СССР и в 90 -е и совсем недавно! Горьковский автомобильный завод был и, надеюсь, будет всегда! Но, если "Волгу" мне купить так и не удалось, то конфеты Сормовской кондитерской фабрики я привозил в Москву регулярно! Впрочем, в последние годы, я, в основном, покупаю у вас сувениры: деревянные игрушки местного производства.

А вот основатель сайта «Одноклассники» Альберт Попков помимо сладкой парочки ГАЗ - Кремль упомянул ещё и «Кока-Колу» (видимо, информация о том, что в Нижнем Новгороде её больше не производят, до столицы пока не дошла). Впрочем, наш город для него всё же не совсем чужой — супруга как-никак родом именно отсюда.

Узнают по… С-400

Проходная завода Алмаз-Антей в Нижнем Новгороде

Давно, по его собственному признанию, знаком с ГАЗом и австриец Пауль Брук. А благодаря тому, что в прошлом году один из этапов велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme проходил через Нижний, Пауль как её организатор узнал и ещё о целом ряде региональных компаний.

— «Альфа-клиник» и Hilton даже стали нашими спонсорами и партнёрами, а фирма «Луидор» переоборудовала по нашему заказу микроавтобус под мобильную кухню, — вспоминает г-н Брук.

По мнению московского специалиста по иранской логистике Аркадия Иванова, помимо традиционного ГАЗа в число брендов заслуженно входит и «Красное Сормово», и Нижегородская ярмарка.

— А новый завод «Алмаз Антей» ведь в Нижнем построили? — задаётся вопросом наш спикер. Узнав, что да, новый машиностроительный завод Имени 70-летия Победы действительно наше достояние, Аркадий вполне справедливо замечает, что комплексы С-400 вообще-то самый узнаваемый в мире бренд.

Также ему как логисту хорошо знакомы НМЖК, завод имени Свердлова, «Нижфарм» и «Оргхим», а также борское «Автостекло» и нижегородское «Промавто».

Грузинские герои и абхазская популярность

Памятник А.М. Горькому на набережной Федоровского в Нижнем Новгороде

Председатель Союза русской молодёжи Грузии Александр Беженцев тоже первым делом вспомнил о  чёрной «Волге» 2110. Впрочем, сейчас у него наш регион тесно связан с депутатом Госдумы РФ от Нижегородской области Вячеславом Никоновым.
— Я очень уважаю этого человека, и, конечно, в первую очередь как руководителя «Русского мира», — признаётся Александр.

Писателю, автору романа «Мортуис» Георгию Лорткипанидзе из Тбилиси единственные бренды, которые навскидку пришли в голову - это та же "Волга" и Борис Немцов.

А вот начальник отдела по туризму ТПП республики Абхазия Инара Даурова рассказала, что в Сухуме пользуется популярностью сорокоградусный напиток «с серебром» и майонез «Ряба».

Журналист, телеведущий и писатель Лев Новожёнов определился аж с семью нижегородскими приоритетами (далее по списку согласно предпочтениям): Макарьевская ярмарка, Максим Горький, Горьковский автозавод, Шаляпин, Чкалов, Добролюбов, Кремль, нижегородский откос.

— Вообще же я очень люблю этот город, — признался автор телепрограмм «Времечко» и «Сегоднячко» корреспонденту «НП».

Вопросы задавала Елисавета ТОРОПОВА.

Мнения земляков

Небогатые десятилетия

Алексей АЛЁХИН, общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Нижегородской области, директор АНО «Агентство развития Нижегородской области»:

— Как мне кажется, последние десятилетия в Нижегородской области были не очень богатыми на новые торговые марки. Хотя таковые всё-таки появились. В частности, это фабрика стеклянных ёлочных украшений «Ариель». Продукцию этого предприятия Президент РФ Владимир Путин в 2004 году дарил канцлеру Германии Герхарду Шрёдеру. Во времена правления Ельцина брендом стал автомобиль «Газель». Помню, даже ходили разговоры, что само название было образовано от слов «ГАЗ» — Ельцину. Именем-брендом для нашего региона был Борис Немцов: в России и мире о Нижнем узнали во многом благодаря ему. Один из брендов недавних лет — Alfa Future People. К недавним нижегородским брендам также можно отнести и Дивеево.

В целом же, к сожалению, сейчас в основном происходит разрушение того хорошего, что было создано в советские времена: старые бренды уходят в небытие. Забываются «Ракеты» и «Метеоры» — суда на подводных крыльях, которые разрабатывало легендарное ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Хотя сейчас и поговаривают о возможном возрождении производства, но до реальных результатов, по крайней мере в Нижнем, дело не дошло. Как ни прискорбно, сегодня умирает и бренд Ярмарки. И этот список, к сожалению, можно ещё продолжить.

Креативных и успешных хватает

Андрей МОКШАНОВ, эксперт Приволжской лиги содействия ВЭД:

— На мой взгляд, за последние 25 лет в Нижегородской области появилось довольно много брендов, причём в абсолютно разных сферах. Так, например, настоящей торговой маркой национального масштаба в сфере культуры стал центр современного искусства «Арсенал». В прошлом году он вошёл в пятёрку лидеров рейтинга лучших креативных пространств вне Москвы, составленного порталом TrendSpace.

Ещё один бренд в креативной сфере — традиционный конкурс «Архновация», одним из организаторов которого стала галерея Сергея Туманина. В нём участвуют представители множества регионов — от Москвы до Владивостока. Экспертами конкурса выступают ведущие архитекторы мирового уровня.

Нельзя не упомянуть и торговую сеть «Мяснов» и «Отдохни». Этот ретейл с нижегородскими корнями на сегодняшний день успешно развивается не только в нашей области, но и на одном из самых высококонкурентных рынков — в Москве.

Особняком стоит ещё один бренд — Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики в Сарове. Появился он также во времена СССР, но широкая общественность узнала о нём относительно недавно. Сейчас центр работает не только на оборонку. Совместно с другими предприятиями Саровского инновационного кластера выпускает высокотехнологичную гражданскую продукцию.

Смотрите шире

Александр ЮДИН, директор Нижегородского филиала «БКС Премьер»:

— На формирование по-настоящему мощных товарных брендов порой уходят десятилетия, в настоящее время наиболее узнаваемыми среди нижегородских, на наш взгляд, являются автомобили «ГАЗель», «Тигр», майонез «Ряба», молочная продукция «Северная долина» и целый ряд других.

Если же смотреть на ситуацию с брендами шире, то становится понятно, что в регионе существует масса «нераскрытых» историй, которые могут стимулировать и культурный, и экономический подъём за счёт туризма и продажи сувенирной продукции. Так, в Нижегородской области помимо хохломы существует около 200 видов народных художественных промыслов, каждый по-своему уникален и в теории способен трансформироваться в успешный бренд.

Записала Полина КУЛЬБЯКИНА.

Теги: Бизнес

1511

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.