Политический хит (1 - 7 декабря 2016)

07:00 — 08.12.2016

Политический хит (1 - 7 декабря 2016)

Автор фото: Фото с kremlin.ru

Политический хит (1 - 7 декабря 2016)

07:00 — 08.12.2016

Евронестабильность

Глава правительства Италии Маттео Ренци объявил, что уйдёт в отставку из-за того, что итальянцы не приняли его предложение о конституционной реформе. Президент страны Серджо Маттарелла убедил премьера не торопиться до принятия нового бюджета страны. Но всё же эти события дали повод экспертам во всём мире поговорить о политической нестабильности в этой стране и Евросоюзе в целом.

Михаил Рыхтик:

– Я бы не стал делать из этой ситуации каких-то далекоидущих выводов. Главным образом, потому что ещё ничего не решилось точно даже в процедурных моментах. По конституции Италии, президент может попросить премьера остаться до следующих выборов, которые пройдут в 2018 году. Может принять отставку правительства и назначить новые выборы, а может дать указание премьеру собрать новое правительство. Так что не всё так однозначно.

А вот с точки зрения сигналов, смысла – здесь всё намного интереснее. В европейских государствах, действительно, происходит переосмысление роли государства, роли институтов, системы ценностей – всего того, что составляло костяк идеологии Евросоюза.

Хотя на фоне событий в Италии в Австрии побеждает – причём убедительно! – сторонник евроинтеграции. Поэтому хоронить Европейский союз пока преждевременно. Но стоит признать: факторы, которые приведут к переосмыслению роли и места ЕС, будут усиливаться.

Мы являемся свидетелями начала конфликта между европейскими элитами и обществом. Уже в который раз – Brexit (референдум о выходе Великобритании из ЕС. – Авт.), выборы президента в США, вот этот итальянский референдум – мы видим, что элиты либо не понимают, либо не хотят понимать настроения, которые существуют в обществе, – их инициативы не проходят. Это значит, в ближайшем будущем они мобилизуются и поменяют правила игры. Либо будут сметены гражданами, которые осознают, что власти оторвались от общества и не отражают их интересов.

Из-за этих процессов вполне стоит ожидать нестабильности курса евро и, напротив, усиления доллара, так как именно он будет оставаться тихой гаванью для инвесторов.

Александр Прудник:

– Нужно отметить, что референдум в Италии проходил по вопросам крайне специфическим, в которых даже экспертам трудно разобраться. Суть их сводилась к изменению управления страной. Сейчас оно запутано, полномочия пересекаются. Плюс есть много околовластных институтов, функции которых непонятны.

Элита поняла, что реформы назрели, что существующая система управления делает экономику страны малоэффективной. В этом смысле Италия, являясь одной из главных стран в ЕС, одновременно входит в зону риска, её экономические показатели крайне низки и тянут вниз экономику всего блока в целом. Но итальянское общество пока не готово к этим изменениям, что и показал референдум.

Слово президента

Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с ежегодным, уже 13-м, посланием. Оглашение послания по традиции состоялось в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца.

Михаил Рыхтик:

– Мне показалось, что слишком очевидно демонстрировалось ручное управление в стране – президенту пришлось озвучивать не только стратегические вопросы, но и довольно мелкие, говорить то, как они должны решаться.

В целом же каждое из положений было актуально и важно. Другое дело, тот вал проблем, которые накопились в здравоохранении и образовании, вряд ли удастся решить с помощью телемедицины и простым увеличением количества школ.

Александр Прудник:

– Что мне понравилось в этом послании? Оно срезонировало с действиями нижегородского правительства. Валерий Шанцев (о чём мы говорили в прошлом выпуске нашего клуба. – Авт.) постоянно контактирует с обществом, представителями разных профессий, блогерами. Об этом же сказал и президент: власть должна быть открытой и не должна отсиживаться в кабинетах.

Также президент призвал использовать инициативу, идущую снизу. Опять же, ещё в 2013 году в области был создан проект поддержки местных инициатив. На старте программы многие скептически отнеслись к идее, говоря, что это чисто формальная затея. Но уже 2016 год, проект действует, и его финансирование увеличивается, он востребован, он работает. Здесь Нижегородская область стала пионером, и наш опыт смело можно распространять на всю страну.

В целом по поводу тезисов заявить нечего. Проблемы обозначаются актуальные, но главное сейчас – решать эти проблемы.

Транспортный коллапс

Нижегородское Управление федеральной антимонопольной службы рассмотрело жалобу частных перевозчиков на действия администрации Нижнего Новгорода, решившей отменить 31 частный автобусный маршрут. Предварительное мнение антимонопольного ведомства: мэрия нарушила закон о защите конкуренции.

Это событие в очередной раз разожгло в городе дискуссию о вариантах изменения транспортной системы, которая сейчас не устраивает никого.

Михаил Рыхтик:

– Нижний Новгород действительно отстаёт в сравнении с другими городами страны. В Тюмени, Казани совершенно всё по-другому, в лучшую сторону, конечно. И я не понимаю причину: это какое-то проклятье, жуткий непрофессионализм или что?

На мой взгляд, город никак не может найти правильную форму государственно-частного партнёрства в транспортной сфере. У нас либо всё происходит неожиданно (к примеру, перекрывается какая-то магистраль для ремонта дороги или водопровода), либо не делается ничего. И, главное, непонятно, как эти решения принимаются. Впечатление, что регулирование транспортной системы происходит по авральному принципу: где горит, там и тушат. Никакого планирования и профилактики не существует.

Подходы делались. Вспомните табло с красными буквами на каждой остановке, которое должно было показывать время прибытия транспорта. Почему-то в Москве это работает, в Казани работает, но почему не работает в Нижнем Новгороде? Поясните хотя бы. Та же история с валидаторами в общественном транспорте. Почему исключительно технические решения не продвигаются? Саботаж? Непонимание? Не знаю.

Можно поставить диагноз: вся транспортная инфраструктура в городе малоэффективна. Взять хотя бы связь аэропорта и центра города: чтобы доехать, нужно голову сломать, прокладывая маршрут.

Ещё, как пожелание, я хотел бы обратить внимание на трамваи, которые у нас пытаются время от времени похоронить. Не нужно! Посмотрите на европейский опыт: трамвай – это транспорт будущего, его нужно развивать, а не закрывать, как это было сделано в Дзержинске, например.

Александр Прудник:

– Ситуация с транспортом в Нижнем Новгороде удручающая. Это знают все. Неэффективность транспортной системы просто разрушает целостное пространство города, отнимает у жителей прорву времени: нет отдельных полос для автобусов, на трамвайных путях – пробки из автомобилей.

Решение вопроса упирается в то, что нет единой системы управления и планирования движения. Формально она есть, но по факту – нет. Например, во всех крупных городах мира уже давно существуют математические модели движения транспорта, возникновения пробок и так далее. С их помощью регулируется транспортная система, благодаря чему решается проблема коллапса на дорогах в мегаполисах. Иначе как объяснить то, что в Европе на остановках написаны не интервалы движения, а точное время прибытия транспорта? И русские туристы с удивлением обнаруживают, что трамвай или автобус прибывают точно в это время. Как им это удаётся? За счёт грамотного управления и системного подхода, чего пока нет в Нижнем Новгороде.

Теги: Политика

1160

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.