Нельзя обманывать призвание

07:01 — 01.12.2016

Нельзя обманывать призвание

Автор фото: Фото из архива консерватории.

Нельзя обманывать призвание

07:01 — 01.12.2016

Из 11 консерваторий в России нижегородская признана лучшей. Подтверждение — полученный в этом году грант президента. И несомненно, для консерватории это главное событие года.

Всем грантам грант

— Мы шесть лет подряд получали грант Правительства России, как один из лучших вузов в стране. А грант президента — ещё более важная награда. Не скрою — это двойная зарплата для профессуры, педагогов консерватории, — делится ректор Эдуард ФЕРТЕЛЬМЕЙСТЕР.

Ректор Нижегородской государственной консерватории имени Глинки, народный артист России, заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры хорового дирижирования, композитор и дирижёр Эдуард Фертельмейстер. Почётный гражданин города Нижнего Новгорода.

Уютный сквер в центре города ветвями деревьев словно обнимает светлое красивое здание с двусветным залом. Чуть не вприпрыжку сюда бегут студенты с папками, а величественные звуки органа сквозь приоткрытые окна несутся прямо к небу. Здесь — главный магнит музыкантов и любителей музыки — Нижегородская консерватория. В этом году ей 70 лет.

Образование на экспорт

В год основания под будущий вуз выделили всего пять комнат в здании, принадлежавшем военному ведомству. Первые выпускники стали первыми её профессорами, основали свои школы. А сегодня во всех музыкальных училищах страны преподают те, кто учился в Горьковской консерватории. Окончил её и сам Фертельмейстер.

— Эдуард Борисович, поднимаясь сегодня к вам, на лестнице я встретила большую группу китайских студентов. Многие ваши педагоги не только ездят преподавать в Китай, но даже выучили китайский язык. Как сотрудничество вышло на такой уровень?

— Музыканты склонны к языкам, слух помогает воспринять интонацию чужой речи. А наше образование легко идёт на экспорт. На музыкальные кадры России большой спрос, особенно со стороны Китая и Кореи.

— Почему?

— Музыкальное образование в Европе имеет глубокие традиции и очень хорошо поставлено. А в Китае, где музыка очень самобытная, европейское образование не развито. Поэтому они и постигают европейские ценности тут, где образование хорошее, но значительно дешевле, чем на Западе. Сегодня создаётся Российско-Китайская ассоциация вузов в области культуры и искусства. 18 институтов соединяют европейскую и китайскую культуру. Мы этот контакт начали лет 17 назад. И сегодня каждый пятый студент у нас китаец. Композиторы, музыковеды, пианисты, вокалисты. Они становятся лауреатами международных конкурсов. Недавно один китайский студент в Москве получил диплом за лучшее исполнение русского романса.

Талант вне возраста

— А насколько необходимо для поступления к вам, скажем, окончить музыкальное училище?

— Смотря на какую специальность. Я не представляю себе пианиста или скрипача, который бы поступил в консерваторию, подготовившись самостоятельно. А на вокал, звукорежиссуру, актёрское мастерство идут и после школы.

— Сейчас много разных певческих шоу-конкурсов на телевидении. Смею предположить, что и у вас одна из самых популярных специальностей — вокал.

— Да, хотя, с точки зрения работодателей, он не востребован. Кстати, приходят к нам и после других вузов — юридических, технических, с несколькими образованиями. Хлеб музыканта тяжёлый и ненадёжный. Часто родители талантливых детей не пускают в музыкальный вуз: «Это не профессия, это не для тебя, иди в экономисты!». И идут бедные дети, получают ненавистную профессию… Поэтому я всегда говорю: надо верить себе. Если есть призвание, его нельзя обманывать.

— До какого же возраста можно стать вашим студентом?

— Без ограничений. Можете хоть сейчас поступать на вокальное отделение! Только спойте хорошо. Многие идут на актёра музыкального театра, на звукорежиссуру, на музыкальную педагогику.

— Насколько последняя, педагогическая, нужна стране?

— Мы нацелены на то, чтобы готовить хороших педагогов для музыкальных и обычных школ. Потому что в обычных школах сейчас музыка — профанация. Это обидно и неправильно. Дети почти не ходят на концерты.

На волне «Мелодии»

— Кстати, как поживает гордость консерватории — орган?

— Вам кланяется! — улыбается Эдуард Борисович. — Бестужева, Золотовский — молодые педагоги, они учились у нас и теперь преподают. Причём, Вячеслав Золотовский не только хороший органист, но и прекрасно играет джаз. Сейчас появляются органные залы. Вот в бывшем костёле в Кирове открылся, есть зал в Пензе. Орган — очень сложный инструмент, часто в органисты идут из пианистов. Отдельный приём на орган — это один человек, и то не каждый год.

— В чём секрет популярности звукорежиссуры?

— Она на первом месте среди кафедр звукорежиссуры в России. Учил нас всех звукорежиссёр Пётр Кондрашин, работавший на студии звукозаписи «Мелодия», сын Кирилла Кондрашина, известного в мире дирижёра. Кафедрой руководит наш выпускник — Константин Ежов. Мы обогнали Гнесинку — именно там проходит конкурс работ студентов. Все три первые места — наши! У нас замечательная аппаратура, акустическая студия великолепная. Наших ребят разбирают нарасхват, увы, коммерческие структуры. Государственные нацелены на ретрансляцию, а не на создание собственных программ. Студенты «продаются с колёс» — работодатели отслеживают выпускников и выторговывают их, заманивая жильём и зарплатой!

— А почему начали готовить артистов музыкального театра?

— За 26 лет работы в ТЮЗе я столкнулся с плохой подготовкой драматических актёров, с точки зрения музыкальной. И напротив, в оперном многие певцы совершенно не знают законов сцены. Хороший артист должен уметь и то, и другое. Мы уже 10 лет готовим унифицированных артистов. Весь театр Степанова укомплектован нашими выпускниками. Есть они и в питерском театре музыкальной комедии, и в Нижегородском театре «Комедiя».

Главное — профессионализм и честность. То, чего не хватает в окружающей действительности.

Специфика

— Насколько вам вредят аккредитации, ЕГЭ и прочие нововведения последних десятилетий?

— Очень досаждают, отвлекают от основной деятельности и создают нездоровую атмосферу. Музыкально-театральное сообщество не может ничего изменить. Минобр диктует правила игры, не вдумываясь в специфику. Как можем мы, к примеру, дать такой же процент дохода от науки, как университет? Мы должны писать диссертации, публикации… Зачем? Сыграв пять концертов, музыкант принесёт куда больше пользы!

— А о чём вы мечтаете как руководитель?

— Очень хочется открыть при консерватории центральную музыкальную школу — десятилетку, какая есть в любом консерваторском городе кроме Нижнего. Она дала бы очень многое.


Чэнь Шуюнь, аспирантка, класс Ольги Альбертовны Красногоровой.

3779

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.