На агентство надейся, да сам не плошай

07:01 — 01.12.2016

На агентство надейся,  да сам не плошай

Автор фото: Фото Юрия ПРАВДИНА и Николая БРАВИЛОВА. Коллаж Станислава РЕДОШКИНА.

На агентство надейся, да сам не плошай

07:01 — 01.12.2016

Нижегородец Евгений Николаевич захотел продать комнату и обратился в агентство недвижимости. Но вместо благополучного с чужой помощью решения вопроса нажил проблему. С которой пришлось идти в суд.

Промахнулся

А дело было так. В прошлом году мужчина обратился в одно из известных нижегородских агентств недвижимости, чтобы риелторы помогли продать принадлежащую ему 15-метровую комнату.

— Когда-то я покупал её через них же, поэтому и пошёл к ним снова, — рассказывает Евгений Николаевич.

И 19 ноября 2015 года договор об оказании услуг был подписан обеими сторонами. Владелец недвижимости стал ждать момента, когда агентство найдёт покупателя и он получит свои 850 тысяч рублей. Но шло время, а покупатель так и не находился. Евгений Николаевич заподозрил, что фирма хотела получить слишком большой процент при сделке и поэтому дело стопорится. Признаётся, что даже сам направлял потенциальных покупателей, но, пообщавшись в риелтором, они теряли первоначальный интерес к его недвижимости. После полугода ожидания хозяин комнаты написал заявление в агентство, попросив всё-таки предоставить копию перечня услуг (который при подписании договора не был заполнен!) и выдать расписку о принятых фирмой документах на продаваемую недвижимость.

— Промахнулся я, ведь все документы, даже свидетельство о собственности на комнату, отдал им без расписки. Не говоря о десяти тысячах рублей задатка, — продолжает собеседник.

Компенсируйте «услуги»!

Агентство предоставило письменный ответ с отчётом по сделке и копиями отправленных телеграмм и уведомлений. Согласно им, фирма потратила 10 071 рубль. Евгений Николаевич решил отказаться от услуг и расторгнуть договор, о чём и сообщил риелторам в письменном виде. Предложил вернуть ему все документы по сделке, а он компенсирует расходы. В ответ агентство «скорректировало» соглашение, подкрепив его выплывшим неизвестно откуда прейскурантом цен на услуги продавцу недвижимости.

— Они пожелали, чтобы я компенсировал их работу. Сумма компенсации — 88 571 рубль! — возмущается мужчина.

Евгению Николаевичу даже не предложили ознакомиться с прейскурантом услуг перед заключением сделки. А надо бы. После его прочтения он знал бы, какие возможные траты его ожидают. Например, «исследование рынка с целью подбора потенциальных покупателей, удовлетворяющих требованиям клиента», — 20 тысяч рублей, «выстраивание взаимоотношений с покупателями по сделке» — 10 тысяч.

В договорах агентство недвижимости утверждает, что является действительным членом Нижегородской гильдии сертифицированных риелторов, хотя в ней не состоит.

Заметить подводные камни

Попав в такое положение, нашему читателю ничего не оставалось, как отправиться с исковым заявлением в суд.

— Хочу, чтобы другие, прочитав мою историю, не пострадали от таких агентств недвижимости, — говорит на прощание Евгений Николаевич.

Сегодня, 1 декабря, первое заседание суда по его делу. Каков будет вердикт, вынесенный Фемидой, остаётся ждать. Но, просматривая предоставленные копии документов, не могу не сказать: когда продаётся-покупается недвижимость и дело идёт о десятках тысяч, а то и миллионах рублей, покажите предлагаемый агентством договор юристу и прислушайтесь к его мнению. Он заметит все подводные и надводные камни, например, как в этом договоре, где срок действия определён… «фактом исполнения». А если не исполнят, то есть не продадут, хозяин квартиры попадает в пожизненную кабалу?

Компетентно

Александр Цыганов, адвокат:

— В переписке агентства с клиентом столько юридических ляпов, что приходится удивляться, как оно на собственном сайте рекламирует проверку «юридической чистоты» и «правовое сопровождение» сделок с недвижимостью. Например, заявляя об удержании задатка, внесённого Евгением Николаевичем в размере 10 тысяч рублей, пишут про «возврат ранее полученного задатка в размере 20 тысяч рублей». Но ведь пунктом 2 статьи 381 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено: «Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остаётся у другой стороны». Никакого удвоения материальной ответственности для клиента, пожелавшего расторгнуть договор в одностороннем порядке, закон не устанавливает. Только компенсация исполнителю «фактически понесённых им расходов».

А претензии риелторов насчёт «расходов» заслуживает доскональной проверки в суде. Сам договор, подписанный Евгением Николаевичем, не содержит перечня обязательных для его исполнения услуг и ссылки на действующий прейскурант цен.

Статья 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» гласит, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора», в том числе «цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг)». В статье 16 этого же Закона сказано: «Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату».

Осмелится ли ответчик в суде доказывать, что виртуальные маркетинговые услуги были остро необходимы для данной сделки, а главное, согласованы с клиентом?

Зато на сайте агентства говорится о «бесплатной оценке объекта», «бесплатной проверке документов по квартире на их полноту», «бесплатных консультациях»… Сразу вспоминается затасканная поговорка про сыр.

224

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.