Урок доброты

08:04 — 26.11.2016

Урок доброты

Автор фото: Фото предоставлено организаторами фестиваля.

Урок доброты

08:04 — 26.11.2016

Поздороваться, войдя в помещение. Казалось бы, что может быть естественнее и проще? Однако для людей с аутизмом и другими психоневрологическими нарушениями это настоящая проблема. В нижегородском центре «Верас» коррекционные педагоги работают над развитием социальных навыков с людьми любого возраста, в том числе с теми, кому далеко за 30.

В кругу друзей

Несколько молодых людей сидят на сдвинутых в круг стульях. Занятие так и называется — «Круг». Задача — пройти по кругу и за руку поздороваться с каждым.

— Поначалу для наших ребят это ой как непросто, — рассказывает коррекционный педагог центра Татьяна Крупина. — Многие долго не могут запомнить, как кого зовут, каждый раз знакомятся заново.

Детей с самими сложными нарушениями умственного развития при помощи современных методик возможно «вытянуть», дав им шанс на самостоятельную жизнь. Но и «особенных» взрослых, детство которых прошло ещё до появления новых технологий развития, можно приобщить к жизни в социуме, помочь им развить правильные поведенческие навыки. Для этого в «Верасе» используют особую методику, основанную на восьми стратегиях.

Название некоторых говорит само за себя: «вознаграждение», «рутина», «визуальная подсказка»… Ребята работают «за что-то», например, за чай с конфетой. Повторяющиеся действия успокаивают их нервную систему. А возможность использовать подсказки в виде табличек снимают тревожность из-за вероятного промаха.

— Мы говорим с ними о погоде, одежде, которую полагается надевать летом или зимой, о профессиях, — рассказывает Татьяна. — Отдельная тема — аккуратность. Показываю им картинки человека с чумазым лицом и с чистым лицом. Кто из них опрятный, а кто нет? Что нужно сделать, чтобы привести себя в порядок? Ведь то, что является само собой разумеющимся для обычного человека, требует особого проговаривания и многократного повторения для человека, например, с расстройством аутистического спектра.

Сложностью для таких ребят является и определение настроения человека по мимике. Поэтому педагоги «Вераса» работают со шкалой настроения: все эмоции изображены на картинках, подопечные должны определить, радуется человек или печален, удивляется или восхищается.

Солнечный дом

Развиваться никогда не поздно. Тестирование «взрослых детей», которое следует за каждым курсом обучения, снова и снова подтверждает эту истину. О том, что научно обоснованные методики могут буквально творить чудеса даже в случае с неизлечимо больными людьми, говорит и опыт работы с детьми с синдромом Дауна. Люди, родившиеся с лишней хромосомой, имеют особенности развития, но при правильном подходе способны работать, приносить пользу себе и обществу.
Наталья Барсукова — мама «необычного ребёнка» и один из организаторов семейного центра «Солнечный дом», созданного в этом году в Нижнем Новгороде под эгидой общественной организации «Инновационный центр «Сияние».

— Помощь требуется не только детям с генетическими особенностями развития, но и их родителям, — рассказывает она. — Я медик, поэтому, наверное, мне было проще принять тот факт, что в моей семье появился такой ребёнок. Я знаю, что каждый семисотый ребёнок на планете рождается с синдромом Дауна. Может быть, для того, чтобы сделать всех нас, здоровых, добрее.

В новом здании, которое выделила организации городская администрация, родители сами сделали ремонт, сами оборудовали его. Теперь в «Солнечном доме» есть сенсорная комната, творческая и гончарная мастерские, класс подготовки к школе, физкультурный зал, логопедический кабинет. А занимаются здесь, по словам Натальи Барсуковой, не только с «солнечными» детьми, как во всём мире называют малышей с синдромом Дауна, но и с обычными детишками. Тем более что и тем и другим очень полезно общаться между собой. И если «солнечные дети» учатся у здоровых сверстников правильным навыкам поведения и речи, то обычные получают, в свою очередь, не менее важные уроки — доброты, терпимости.

В тему

Недавно в Нижнем Новгороде завершился первый инклюзивный фестиваль детского и молодёжного творчества, в котором приняли участие более 200 детей с ограниченными возможностями здоровья и 30 без особенностей развития.

На ярмарке представили более тысячи творческих детских работ, многие из которых были куплены гостями. Вырученные средства пошли на реабилитацию детей.

Организаторы фестиваля — учредители центра социальной и творческой реабилитации, инклюзивного и интеграционного развития «ИРИС». По их словам, цель фестиваля — предоставить абсолютно каждому ребёнку право быть полезным членом общества.

486

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.