Сквозь шёлк и кружева

07:01 — 24.11.2016

Костюмы к легендарному спектаклю МХАТа «Безумный день, или Женитьба Фигаро», поставленному Константином Станиславским в 1927 году

Костюмы к легендарному спектаклю МХАТа «Безумный день, или Женитьба Фигаро», поставленному Константином Станиславским в 1927 году

Автор фото: Наталья Ермакова

Сквозь шёлк и кружева

07:01 — 24.11.2016

О ней писали восторженные письма. Её руки целовали знаменитые актёры и режиссёры. Платья, сшитые ею, носили императрицы и великие актрисы. А похвалу «Браво, бис!» за костюмы, созданные к спектаклю «Севильский цирюльник», она получила от самого Станиславского.

Землячка

Выставка театральных костюмов знаменитого модельера Надежды Ламановой из коллекции Музея МХАТа, открывшийся, в Литературном музее Горького, во всём блеске вернула нижегородцам полузабытое имя знаменитой землячки, родившейся 155 лет назад в селе Шутилово Первомайского района.

– Я счастлива, что сегодня Ламанова вернулась на родную землю, – призналась Марфа Бубнова, директор мхатовского музея, представляя уникальную коллекцию. – Это важно для неё, для её биографии, которая продолжается и после жизни. И очень рада, что выставка проходит в этом удивительном особняке – таком же произведении искусства, как и костюмы Ламановой. Они не просто гармонируют с интерьерами. Здесь становится понятно: именно среди красивейших домов Нижнего Новгорода Надежда Ламанова раскрыла своё врождённое чувство стиля.

В нескольких сантиметрах

Главная особенность выставки в том, что рассмотреть все эти розочки, вышивки и цветы можно детально и со всех сторон. Здесь нет преград между посетителем и уникальными нарядами. Вот платье, в котором Анну Каренину играла сама Алла Тарасова. А вот вызвавший фурор в Париже знаменитый огромный портрет работы Николая Ульянова, на котором изображена Ольга Книппер-Чехова в роли Раневской. Знаменитая актриса писала мужу, что для «Вишнёвого сада» были заказаны два платья, которые должна сшить Ламанова. МХАТ выделил на них 1200 рублей. По тем временам – баснословные деньги (например, мех на шубу она купила за 70, а зарплата рабочего была от 30 рублей). Так ценили Ламанову-модельера, ставшую потом «поставщиком двора Его Императорского Величества».

«Как на актрисе во втором акте»

Со МХАТом она начала работать в 1901 году, когда ставился спектакль «В мечтах» по пьесе Немировича-Данченко. Он не стал успешным, но зрители ходили на него специально, чтобы увидеть шедевры Надежды Ламановой. И даже заказывали потом платья, «как на актрисе во втором акте». А работа над «Вишнёвым садом» началась в 1904-м. Книппер-Чехова даже репетировала в костюмах Ламановой, чтобы вжиться в образ Раневской. Рядом со знаменитым портретом на выставке костюмы к спектаклям «Безумный день, или Женитьба Фигаро» 1927 года и «Отелло» 1930-го. Два из них приехали в Нижний из постоянной экспозиции мхатовского музея – это костюм графини и плащ Отелло.

– Это уникальное творение Надежды Петровны, – рассказывает Марфа Бубнова. – Отелло должен ходить в парче, а этот материал всегда был очень дорог. И Ламанова из лоскутков других тканей делает этот плащ так, что зритель в зале думает: плащ из парчи. Ламанова ничего в своей жизни не рисовала и не шила, она была скульптором: брала в руки ткань, смотрела на актрису, понимала, что это за актриса и что она должна исполнить. Так и создавались эти шедевры, которые сегодня хранятся в Эрмитаже, Историческом музее и частных коллекциях.

Надежда Ламанова создала костюмы к 37 спектаклям. Только для сцены скачек в «Анне Карениной» их было сшито 60.

Спасение от Горького

В 1918 году Ламанова была арестована как дворянка по происхождению и модельер, поставлявший платья для императорского двора. Два месяца она провела в Бутырской тюрьме, откуда её спас Максим Горький, для жены которого она также шила платья. Благодаря его заступничеству Надежда Петровна сохранила и профессию – была назначена руководителем ателье по пошиву «новой советской одежды».

Таинственные нити связывают истории людей, городов, музеев, спектаклей, зданий. Да и сама судьба Ламановой полна тайн и загадок. И сегодня архивисты находят считавшиеся утраченными документы, связанные с её именем. Но они лишь задают историкам новые вопросы.



Платье, в котором Алла Тарасова играла Анну Каренину

Теги: Театр, Культура

2325

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.