Борис Кайнов: «Я мечтал стать клоуном»

07:01 — 24.11.2016

Борис Кайнов: «Я мечтал стать клоуном»

Автор фото: Фото Георгия Ахадова и из семейного архива Бориса Кайнова

Борис Кайнов: «Я мечтал стать клоуном»

07:01 — 24.11.2016

Многие театры мечтают узнать его секрет. Кажется, что этому человеку удаётся всё: вывозить свой театр на гастроли, принимать в Нижнем театры со всех концов страны, получать призы на самых престижных театральных фестивалях и составлять репертуар так, что в кассе не остаётся билетов.

Письмо Никулину

– Родился я в Урене, был уличным мальчуганом, в садик не ходил, воспитывала меня бабушка, – вспоминает директор Нижегородского театра драмы, Заслуженный работник культуры Борис Кайнов, который на днях отметит свой юбилей. – Всё детство прошло на улице – речка, дом, лес. А перед школой зародилась во мне театральная бацилла – я стал во дворе собирать детвору и организовывать концерты для соседей. Мы часто с родителями ездили в Ленинград. Как-то пошли в цирк, на представление Юрия Никулина. Я ему написал письмо, он ответил, и у нас завязалась переписка!

– Неужели он сам отвечал на письма детей?

– Сам! Мы несколькими письмами перебросились, а его цирк меня очаровал. Я мечтал пойти учиться на клоуна. Разыгрывал во дворе цирковые представления, натягивал проволоку. Ничего не получалось, я падал, но мои маски и костюмы смешили зрителей. А когда учился во втором классе, Никулин мне прислал альбом «Советский цирк» с дарственной надписью. К сожалению, когда я был в армии, мой племянник его «зачитал».

Нас приравняли к бане: мы «оказываем услуги». Напридумывали критериев – ну как ценить по ним искусство? Разве что «оказание услуг по помывке душ».

Тайна шифра

– Что же вам помешало стать клоуном?

– В школе я пошёл в районный Дом культуры, стал заниматься в театре кукол. Память была превосходной – в школе постоянно посылали на конкурсы чтецов. Мне нравилось быть официальным прогульщиком, учёбу я запустил. Мама выслушивала крики классной руководительницы про то, как Кайнов плохо себя ведёт. Я пожалел родителей и ушёл из школы. И тут меня пригласили в народный театр. Как-то на репетицию пришёл худощавый мужчина. Посмотрел на нас и предложил репетировать с ним. Так в Урене появился репрессированный режиссёр, возглавивший театр, артист театра Ермоловой Борис Максимович Эверт. Их забрали с репетиции с Ростиславом Пляттом. Плятт вернулся, а Эверт пошёл по этапу и освободился без права жить в столице. У него я сыграл во многих спектаклях. «Последний срок» даже показали по нижегородскому телевидению. Михаил Мараш снимал. А потом я ушёл в армию.

– Говорят, вы шифровальщиком были…

– Я не хотел оставаться в образцовой части, освоил аппаратуру связи, получил допуск первой степени, шифровал телефонные разговоры – легко мне это давалось.

– Значит, «шифровку из Москвы» разгадаете…

– Запросто! Особенно если дадут старую аппаратуру, – смеётся Кайнов.

По прозвищу «папа»

– После армии вернулся в Урень, был клубным работником, руководил детским театром, – продолжает Борис Петрович. – С женой мы познакомились на картофельном поле. С 1978 года женаты. Сегодня у нас две дочери, два зятя, две внучки и внук! А в 1979-м я поступил в театральное училище на актёра театра кукол. Я был самым древним, и кликуха у меня была «Папа». Накануне экзаменов у меня родилась первая дочь. В училище ездили на выезды, изготавливали кукол, даже основали свою фирму «ЭКВАТОР»-«Эти Кайнов Васильев Афанасьев Тетюрин Отличные Ребята». Нас награждали поездками в Ереван, Ригу, Магнитогорск. Так сложилось, что вся организационная деятельность в поездках ложилась на меня. Это заметила педагог по мастерству актёра в живом плане народная артистка РСФСР Лидия Степановна Дроздова, и на третьем курсе предложила прийти в театр драмы на должность главного администратора.

– Из актёров в администраторы?

– У меня была семья, ребёнок, уезжать в другой город в коммуналку не хотелось. Я посоветовался с женой и согласился. Так 34 года назад я переступил порог театра драмы и не расстаюсь с ним до сих пор. Я благодарен судьбе, что всё так сложилось, что я застал мастодонтов театра и стараюсь сохранить их традиции. В профессию меня ввела ас своего дела – Лидия Николаевна Резникова. Я занимался всем: рекламой, поездками, билетами, сельскими гастролями. Я всё это прошёл, и в 2003 году был назначен директором театра.

В основе – труд

– Как вам удаётся держать театр на плаву в любой ситуации и не допускать конфликтов?

– В основе всего лежит труд. Если у актёров есть работа, у них нет времени бунтовать и строить козни.

– Как во время, когда большинство театров не в состоянии поехать в соседний город, вы постоянно выезжаете на гастроли и фестивали? И не просто выезжаете, но и привозите множество наград.

– Я не сдаю нашу сцену в аренду. Мы работаем шесть дней в неделю свой репертуар. Гастролёрам отдаю наш выходной – понедельник. Поверьте, свой спектакль приносит больше дохода, чем аренда. Я не сторонник антреприз, они слишком низкого качества. Пускаю только тех, кого видел сам. Любой некачественный показ на сцене нашего театра – плевок в сторону театра, а не прокатчика. А гастроли… Я всегда сам езжу с труппой на гастроли и фестивали. Общение с коллегами даёт очень многое. Плюс я по натуре кочевник.

– Как это?

– Когда-то даже хотел стать проводником. Брат бабушки работал на железной дороге, я часто ночевал у него, очень любил шум поездов. А мама рассказывала, что, когда была мной беременна, ей очень нравился запах креозота, которым пахли шпалы. Может, поэтому я люблю путешествовать, узнавать новые города. Семья свыклась с поездками и с тем, что я с утра до ночи в театре.

– А кто формирует репертуар театра?

– Я совместно с литчастью. Плюс у нас огромное количество режиссёров. На днях Линас Зайкаускас приедет. Они предлагают своё.

– Когда у театра появится постоянный режиссёр?

– Я только «за»! Но он должен считать театр своим родным домом. Не разрушать то, что есть.

– Что ждёт театр в ближайшее время и что за раскопки идут вокруг?

– Гардеробам больше 30 лет, они стали протекать. Нам выделили денег на ремонт, всё изолируют, и будет сухо. А планы – работать в графике. Мы выпускаем по пять спектаклей в год, участвуем в фестивалях. В этом году съездили на семь, сегодня показываем спектакль в Рязани. Потом на «Золотого Витязя» в Москву 1 декабря везём спектакль «Павел I». Я рад, что наш театр смог вернуться на театральную карту страны.



С женой и внучками


В роли Михаила в спектакле «Последний срок» по пьесе Валентина Распутина в народном театре

Теги: Культура

6588

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.