Портрет с загадкой

07:01 — 17.11.2016

Портрет с загадкой

Портрет с загадкой

07:01 — 17.11.2016

Какая бы выставка ни открывалась в городе, на ней всегда можно увидеть стайку студентов с педагогом Валерием КРЫЛАТОВЫМ.

Они могут говорить о нём часами: о совместных поездках, о том, как выбираются с ним в столицы, где знакомятся с картинными галереями и с будущими педагогами вузов, в которые они поступают. В чём же секрет мастера?

Запах краски

— Если Райкин говорил, что пить, курить и говорить он начал одновременно, то я ещё и рисовал! — смеётся Валерий. — Видел, как работает отец — художник — и тоже рисовал. Но сам художником быть не мечтал.

— А кем мечтали?

— Машинистом паровоза, — обескураживает Крылатов. — Меня всегда привлекала и привлекает железная дорога. При этом я с детства любил выступать: читать стихи, юмористические рассказы. И в итоге выбирал между театральным училищем и художественным, хотя подготовки не было совершенно. Поступил в художественное на оформительское отделение, но постоянно занимался живописью. Мазок и запах краски для меня были самыми главными. Я нагнал ребят, которые поступили после художки (художественной школы. — Авт.), мечтал поступать в институт имени Репина. А в итоге попал в армию.

— Но мечту всё же осуществили.

— Поступил после армии — с третьего раза. После того, как полтора года вольнослушателем ходил к великому художнику Евсею Евсеевичу Моисеенко. К нему и поступил. Был последним из семи его учеников. Вскоре мастера не стало. Дипломная картина стала для меня очень серьёзным этапом. Она была посвящена жертвам репрессий и называлась «Не забыть». Полотно метр семьдесят на три метра, пятифигурная. Я специально ездил на Соловки, чтобы напитаться впечатлениями.

Художник — художникам

— Как случилось, что вы сами стали преподавать в училище?

— Мой сын тоже рисовал с рождения, поступил учиться. А у нас так заведено: когда дети художников приходят в училище, отцы приходят преподавать. Попросили и меня. Я согласился. Потом уходил, приходил… И вот уже у меня пять выпусков.

— Большинство ваших студентов не просто остаются в профессии. Они идут в вуз, причём в тот, который окончили вы.

— Не только. В Суриковский поступают, в Глазуновский, в Мухинский, в институт кинематографии. У меня очень хороший процент «поступаемости». Например, в институт Репина самый большой процент — мой. Один раз поступило сразу пять человек. Заскочили с ходу, с первого раза. А некоторые делают по несколько попыток. Я не убеждаю никого. Это их выбор. И готовлю студентов к поступлению в тот вуз, который выбрали они, даже если вижу, что выбор неверен. Просто прошу подождать и не горячиться. И тогда мечты сбываются. Главное — дружба со студентами. Они мне говорят: вы для нас и папа, и учитель.

— Как этого добиться?

— Для того чтобы студенты тебе открылись, нужно самому им открыться. Я учу их живописи, а не ругаю за опоздания. Как-то взял новый курс. Они были такие забитые, всего боялись. Но я их никогда не ругал, и они раскрылись. И на День учителя на мою «копеечку» на капот приклеили торт, шарики на нитках и плакатик со своими карикатурными мордочками и надписью: «Любимому учителю».

— Теперь понятно, почему от каждого из ваших студентов я слышу слова восторга…

— Про меня? Правда? Наверное, потому что я с ними по-настоящему дружу. Я их возил на выездные практики, к себе в деревню. Мы устраивали праздники для всей деревни — там и русалки были, и Нептун, и свадьба в бане. Чего только не было. И бутылку с желаниями закапывали у меня на даче — до сих пор лежит! Всё бывает. Как-то встретил выпускника через несколько лет, он сказал: «Валерий Михайлович, простите, я только сейчас вас понял…»

Болдинская осень

— Болдинская картинная галерея с гордостью показывает всем гостям портреты знаменитых болдинцев, написанных вами. Как началось это сотрудничество?

— С Пушкиным у меня странная связь. Его тема проходит через всю мою жизнь. Жена моя Пушкина очень любит. Когда я с ней познакомился и пригласил на свидание, она должна была ехать на экскурсию в Болдино. Но не поехала, и мы встретились. Мой мастер Евсей Евсеевич любил Пушкина. А в 2004 году мне позвонил замглавы болдинской администрации Александр Сергеевич Чеснов и сказал, что меня ему рекомендовали как портретиста. Привёз фотографии хора — болдинских старушек. С этого всё и началось. Теперь часто езжу в Болдино. В 2011 году написал картину, посвящённую Пушкину, на которой он отдыхает под липой. Это второй вариант, первый я уничтожил.

— Почему?

— Он меня не устраивал. Есть и третий вариант — стоит у меня в мастерской, хотя уже бывал на выставках даже в Москве. Но я опять недоволен и буду над ним работать.

— Сколько сегодня в Болдине портретов, написанных вами?

— Больше пятидесяти. Это директора музея, герои труда, Герои Советского Союза. Но это всё портреты с фотографий, а от фотографии не идёт энергетика. Я люблю писать живые портреты. Для меня человек — загадка. Я пытаюсь увидеть его суть, понять, чем он живёт, что в его сердце. Люблю того, кого пишу — бабушку, дедушку, ребёнка — неважно. У художника, когда он пишет портрет, должны мурашки пойти, иначе он пишет для галочки.

Произнося тосты за женщин и за искусство, я пью только стоя.

Париж и Россия

— Что делать, если портрет не хочется отдавать?

— Если это заказ, то, как бы ни было жалко, делать нечего, это хлеб. Я часто ездил во Францию — писать пейзажи. И подрабатывал на портретах — сидел у собора Нотр-Дам. Тогда ещё художникам там сидеть разрешали. Я был единственным, кто писал красками на картоне. И в одну из поездок рисовал маленькую девочку. Очень жалко было отдавать работу, но такова судьба художника. Иногда бывает, как у писателей: «пишу в стол» — в стеллаж. Ну не может настоящий художник думать только о деньгах. Темы возникают неожиданно — от услышанного, прочитанного. Иногда это растягивается надолго. Я другу — Дмитрию Ганину — до сих пор портрет недописал, хотя уже не раз выставлял его и даже премию получил!

— Это друг. А родственники?

— Портрет жены — не раз. Салонный, «вкусненький», написал через месяц после нашего знакомства. И в Париже её писал, и ещё, и ещё! Мама долго жаловалась, что я не пишу её портрет. Написал. Хотя, признаюсь, близких людей писать сложно.


В деревне на этюдах.


Экскурсия по картинной галерее в Болдинском культурном центре: посетители у картины Валерия Крылатова «Листопад. А. С. Пушкин».

Фото из архива студентов Валерия Крылатова и Большеболдинской картинной галереи.


Теги: Культура

3168

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.