Хулиган в хорошем смысле

07:01 — 10.11.2016

Хулиган в хорошем смысле

Автор фото: Георгий Ахадов

Хулиган в хорошем смысле

07:01 — 10.11.2016

Актёр, режиссёр и педагог Александр Сучков совершенно неуловим. Утром он спешит по Большой Покровской на репетиции спектакля «На дне», днём преподаёт актёрское мастерство в театральном училище и консерватории, вечером играет на родной драмовской сцене, а по ночам репетирует с молодыми артистами премьеру в «Маленьком театре» в его новом доме – Центре театрального мастерства. Тем не менее «НП» удалось поздравить Александра Борисовича с юбилеем и раскрыть тщательно скрываемую тайну предстоящей премьеры.

С подоконника в консерваторию

– Александр, говорят, в детстве вы прятались на подоконнике и, отдёрнув занавеску, выступали перед гостями. С чего началось лицедейство?

– Было такое! И на подоконнике, и где только не прятался. Стоял в колготках с вытянутыми коленками, во фланелевой рубашке навыпуск и что-то декламировал. Все радовались. Аплодировали и так подсадили меня на актёрство.

– Несмотря на это, вы мечтали стать врачом. Как же случилось, что стали артистом?

– Резко изменились интересы. Я стал часто слушать радиопостановки. Придёшь с уроков, включишь радио – там совершенно другой мир. За плечами – выступления в школьной самодеятельности. Тогда были очень модными агитбригады, наша называлась «Импульс». Что мы только не делали! И я стал подумывать о профессии актёра. Правда, не чувствовал в себе способностей. Сама мысль о том, что я соберу чемодан и поеду поступать, вызывала у меня дрожь по всему телу.

– Но это произошло…

– В 1983-м я поступил в Саратовское театральное училище имени Слонова – очень сильное. Одновременно была набрана экспериментальная группа – театральный факультет в консерватории. Меня пригласили туда, заманив высшим образованием.

Степи и пряники

– Как случилось, что в армию вы попали на один из самых засекреченных объектов страны – космодром Байконур?

– Перед выпускными экзаменами сдался в военкомат, попросив дать время на экзамены. И через три дня после выпускного бала в консерватории я ехал в Казахстан.

– И какое оно – впечатление о космонавтике?

– Я видел очень много пусков ракет, видел много интересного, но и много печального, рассказать о чём не могу в силу секретности. Основные воспоминания – бескрайние безлюдные казахские степи, постоянный песок на зубах и тоска по дому.

– Так почему же вы не отправились потом на родину, в Самарский драматический театр, один из лучших в стране, а оказались в Горьком?

– После армии я решил отдохнуть и осмотреться, поехал в Москву, к друзьям. Там дворником работал, классы в школе мыл, в пекарне пряники пёк и даже «Пепси-колу» продавал в ларьке у стадиона «Динамо». Ходил по театрам, на актёрской бирже показался Ефиму Табачникову и уехал домой. А через неделю пришла телеграмма с вызовом в Горьковский театр драмы. 21 сентября 1989 года началась моя жизнь здесь.


Ни тоски, ни скуки

– Кто-то из ваших педагогов сказал, что вы – идеальный артист для постановок по Горькому, Чехову и Достоевскому. Пророчество сбылось.

– Так сложилось, так выпадала карта, что-то меня вело. Я вовсе не грезил об этих ролях. Доверяю жизни – пусть складывается.

– А уютно ли вам в комических ролях?

– Это самое интересное. Это хулиганские истории, где можно много чего напридумывать, быть безответственным идиотом – в хорошем смысле слова. Хочется дурить, а не глубокомысленно ходить по сцене.

– А попадается опять депрессивный Барон в грядущей премьере «На дне», которую зрители увидят уже в декабре.

– Почему депрессивный? Режиссёр Валерий Саркисов выстраивает его совсем иным – на изломе. Наоборот, он борется с депрессухой, и никто грусти его не заметит. Не будет в нём тоски и скуки.

– Обольянинов в «Зойкиной квартире», Барон – так к лицу вам роли разорившихся дворян. Может, ваши предки и правда владели поместьями где-то недалеко от столицы?

– Не припомню. В родословной были простые крестьяне, работящие, зажиточные. Из саратовской губернии, из города Балаково, откуда родом мои родители.

И мы рискнули

– Ваш «Маленький театр» буквально возродился из пепла после почти десятилетнего забвения. Что дало вам уверенность в том, что сегодня наступило время действовать?

– Моё знакомство с Женей Пыхтиным стало локомотивом. Эта мечта никогда не умирала, где-то зрела, и я дал себе команду «Начали!» Тут и пьеса нашлась, и время было, и погода была прекрасная. И мы рискнули.

Мне очень нравятся острохарактерные комедийные вещи, причём с каждым годом всё больше.

– Как пришла идея собирать средства на будущий театр через социальные сети и сколько человек откликнулось на этот призыв?

– После 150 откликов мы бросили считать. Нужны были деньги, мы обратились через соцсети за помощью, и оказалось, что это нужно не только нам, но и людям. Это удивительно и здорово.

– За время, что прошло с открытия Центра театрального мастерства, там состоялось уже множество спектаклей. Какой вызвал наибольший интерес у зрителей?

– «Москва – Петушки» – спектакль театра «Зоопарк». До этого у ребят не срасталось с прокатом в Нижнем. А тут сработали память и любовь зрительская.

– Кого, кроме тех, кто уже показался на вашей площадке, вы допустите работать на вашей сцене?

– Сейчас всё на стадии обговоров и перезвонов, боюсь раскрывать карты. Обязательно будут гастроли, фестивали камерных спектаклей независимых и бродячих профессиональных театров. Мы хотим их собрать под своё крыло.

А если завтра есть…

– Совсем скоро у «Маленького театра» премьера. Раскройте тайну: что это за пьеса?

– Это одна из первых пьес известного белорусского автора Дмитрия Богославского. Его пьеса «Любовь людей» идёт по всей стране, а мы взяли пьесу «А если завтра нет?». На двух человек. Герои – человек в возрасте и совсем юный мальчишка – знакомятся в очень острой ситуации. Сюжет раскрывать не буду, а заняты в нём актёр театра «Комедiя» Александр Калугин и мой студент, очень талантливый парень Игорь Савостин. Репетируем по ночам, после его учёбы. Премьера назначена на 18 ноября, надеюсь, всё получится. Прорвёмся!

– Чего ещё ждать в текущем сезоне и будут ли у вас ёлки?

– Детский спектакль очень хочется сделать. Небольшой, но яркий. Для детей важна картинка, визуальная сказка с использованием современных технологий, показывающая мир чудес. Это непросто сделать, но без этого нельзя. Так что обычных «сенокосных ёлок» не будет, но будет клёвый спектакль для детей!


Нотку юмора Александр внёс даже в роль Рабочего в спектакле, посвящённому юбилею Победы «Отпуск по ранению»


Анна Сучкова и Евгений Пыхтин в спектакле «Машинистки», открывшем новую эпоху «Маленького театра»

Теги: Культура

5449

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.