Жить вместе, оставаясь разными

07:01 — 03.11.2016

Необходимая принадлежность женского костюма – украшения, в том числе и из монет, символизирующих солнце и отгоняющих звоном злых духов. Вес полного комплекта украшений доходил аж до 30 килограммов

Необходимая принадлежность женского костюма – украшения, в том числе и из монет, символизирующих солнце и отгоняющих звоном злых духов. Вес полного комплекта украшений доходил аж до 30 килограммов

Автор фото: Фото предоставлены администрациями Тоншаевского и Тонкинского районов

Жить вместе, оставаясь разными

07:01 — 03.11.2016

Прийти к пониманию своего места в жизни и осознанию того, кто мы есть, по мнению нижегородки Натальи Кудрявцевой, можно по-разному. Через изучение истории, через свой род или культуру своих предков. Узнав об уникальной возможности одновременно воспользоваться этими тремя способами, она отправилась с семьёй в дорогу. Триста километров и почти четыре часа пути не стали преградой.

Этноменталитет

– В самом северном и удалённом от областного центра районе проездом, случайно, не окажешься, – улыбается моя собеседница. – Через Тоншаево не проходят ни железнодорожная магистраль, ни автомобильная дорога областного значения. Но именно здесь, среди болот, дремучих лесов, чистых озёр и небыстрых рек Пижма и Ошма, крепко переплелись судьбы двух народов, живущих вместе, но остающихся при этом разными. Точь-в-точь как в моей семье, где я русская, а супруг – мари.

Сегодня в пяти районах Нижегородской области проживают 8000 марийцев.

Тоншаевский район Кудрявцевы выбрали за межрегиональный фестиваль «Тошто марий пайрем» («Старинный марийский праздник»), восхваляющий древние марийские традиции. В нынешнем году он проходил уже в шестой раз, традиционно встречая гостей национальным колоритом. Уже в фойе Дома культуры народный марийский фольклорный коллектив «Лекше выт» угощал всех блинами, завлекая в мир самобытных песен, танцев и обрядов.

Посмотреть здесь было на что: традиционные костюмы с неповторимой вышивкой и украшения горных марийцев из коллекции Вячеслава Тёркина, представленной на этнографической выставке, предметы быта и ремёсел, фотографии Священных марийских рощ и краеведческая литература. Работали несколько мастер-классов. Особенно запомнился тот, где молодая мастерица из Шахунского района Екатерина Микульская делала пояса в технике браного ткачества. Не менее талантливыми оказались и мастера кулинарного искусства.

Из 111 населённых пунктов Тоншаевского района 27 – марийские деревни.

Главные герои

А затем слово было дано главным героям праздника – музыке, песням и танцам.

Полуторачасовой концерт пролетел как один миг. Русскую кадриль сменяли зажигательные марийские частушки, а за колоритными переборами и весёлыми плясовыми следовали грустные свадебные песни. И всё это под дудку, гармонь, барабан и дробь. Зал и сцена соединились в едином ритме.

Вместе с тоншаевскими «Сударушкой», «Лекше выт» и «Цевер кеце», тонкинским «Мёр пеледекш» и шарангским ансамблем «Пеледекш» хотелось танцевать. Кто-то подпевал «Скоморошинкам» и Виктории Кондратовой, другие прихлопывали и притопывали вместе с Артуром и Алиной Фанта, Николаем Трофимовым, Валентиной Хлебниковой и Сергеем Огурцовым.

– Наша общая задача – помочь людям, оторванным от родной земли, не потерять свою самобытность и передать её детям, – уверена заведующая отделом культуры Тоншаевской районной администрации Инара Кованева. При этом каждая национальная культура связана с другими многочисленными нитями.

Уезжали Кудрявцевы довольные, а Наталья призналась, что многие сложные ранее вещи после общения с тоншаевскими мари вдруг стали просты и понятны.

– Мудрыми люди становятся обычно благодаря жизненному опыту, – говорит она. – Но это очень долго. А если быстро-быстро набраться ума-разума, то нужно послушать-почитать марийские пословицы. Мне запомнилась одна, похожая на полезный совет: «Много будешь говорить – мысль расползётся». Точнее и не скажешь.

Россыпь талантов

Сохранением своей национальной самобытности озабочены марийцы ещё в одном северном районе. Как верно подметил глава местного самоуправления Юрий Удалов, – хоть Тонкинский район по своим масштабам и численности населения невелик, но на его территории бок о бок живут русские, марийцы, цыгане, армяне, украинцы, аварцы, казахи, чуваши, румыны, литовцы… И именно марийцы, являясь одной из самых многочисленных национальностей, компактно проживающих на территории Вязовского сельсовета, развернули активную деятельность по сохранению культуры и традиций своего народа.

10 лет назад здесь была создана местная национально-культурная автономия марийцев, возглавил которую Сергей Петров. Два года назад при поддержке администрации Тонкинского района в народном краеведческом музее открылся отдел марийской культуры. А именно сегодня здесь стартует межрегиональный фестиваль художественного творчества «Усталык чинчышер».

На этой своеобразной «россыпи талантов» гостей ждут ярмарка и дегустация, мастер-классы и концерт. В роли хозяев выступят ансамбли «Верея» и «Раздолье», «Мёр пеледекш» из Старо-Краинского сельского Дома культуры…

На следующую встречу Наталья Кудрявцева собирается захватить ещё и друзей.

Традиции


• Высшим нравственным правилом у марийцев было уважительное отношение к любому человеку: «Старших – почитайте, младших – жалейте». Пословица-наставление гласит: «Если окажешься в пути, назови русского «земляк», татарина «старший брат», а чувашина «родня».

• Марийская семья строго следила за поведением своих членов. Бесчестьем для мужа было, если сын уличён в каком-нибудь нехорошем деле. Тягчайшими преступлениями считались нанесение увечий и воровство. Народная расправа наказывала за них строжайшим образом.

• Если спросить марийца, в чём смысл жизни, он ответит примерно так: «Сохранять оптимизм, верить в своё счастье и удачу, делать добрые дела, ибо спасение души – в доброте».

• Национальные марийские блюда очень похожи на русские. «Подкоголь» – те же вареники, но по размеру втрое больше, с творогом или капустой внутри. «Коман мелна» – те же блины, но пекутся в три слоя из манной, овсяной или пшеничной крупы, внутри – картофель или творог. А есть ещё «кравец» – пирог с картофелем и луком и «пура» – пиво из ржаного солода и хмеля.


Быт народа представлен в мини-музее Центра марийской культуры, открытого год назад в деревне Большая Куверба.

 

Юные артистки тоншаевского образцового фольклорного ансамбля «Скоморошинка».


На выставке «История марийского народа в фотографиях» экспонировались уникальные снимки Костромского архива 1908 года.


Народный марийский танец – сочетание стремительных шагов, чётких дробей и ритмичных ударов каблуков с мягкими движениями рук. На снимке – народный фольклорный марийский ансамбль «Родник» («Лекше выт»).

Теги: Общество

388

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.