Деревянное золото

07:01 — 03.11.2016

Инсталляция «Пустой дом» на четвёртой московской молодёжной биеннале – это дом из множества старых досок от заброшенных домов старых деревень.

Инсталляция «Пустой дом» на четвёртой московской молодёжной биеннале – это дом из множества старых досок от заброшенных домов старых деревень.

Деревянное золото

07:01 — 03.11.2016

Их можно представить как архаику, собачьи будки и гнилушки. А можно как деревянное золото, которое и делает Нижний Новгород Нижним Новгородом. Одного Щёлоковского хутора мало, нужно сохранить и городские дома. В этом уверен организатор фестиваля уличного искусства «Новый город: Древний» Артём ФИЛАТОВ.

Память в кружевах

Поздняя осень — время раздумий и воспоминаний. Кто-то предаётся мечтам, закутавшись в плед перед экраном, а кто-то мастерит себе напоминание об истории родного края на мастер-классе по созданию панно из обломков старинных резных наличников. Пока молодые люди с усердием осваивают новые для себя техники и работают с деревом, Артём вспоминает, как всё начиналось в 2015 году:

— Тогда мы начали компанию по сбору заявок от жителей исторической части города. Чтобы пообщаться с ними, понять атмосферу этих мест и пригласить уличных художников, чтобы они создали росписи на старинных домах.

— И что же вы выяснили?

— Мы увидели, что есть активные жители, которые бережно хранят и ремонтируют свои старинные дома. Кто-то даже отстоял их от сноса, противостоял поджогам. Эти люди не ждут, что кто-то придёт реставрировать их дом. Они делают всё, чтобы сохранить его на карте города, показывают, сколько с ним всего связано.

— Например?

— Пожалуйста. Улица Нестерова, 35. Это первый кооперативный дом, построенный в 1926 году. Жители написали о нём целую книгу! Здесь до сих пор есть потомки известного архитектора Новикова, спроектировавшего этот дом. По другой линии они же связаны с известным дворянским родом Рукавишниковых, по третьей — с семейством декабриста Поджио, ещё по одной они — родственники астрофизика Жевакина. Такой вот интеллигентный дом, вдохновляющий на творчество. На нём художник из Екатеринбурга Тимофей Радя и Стас Добрый из Москвы изобразили кружева, на которых написаны цитаты об устройстве человеческой памяти из Блаженного Августина.

Танец с коммуналкой

— А в чём главная цель фестиваля?

— Он посвящён памяти. Тому, как можно и нужно её сохранять. В прошлом году мы занимались росписью домов — их было семь. В этом году всего три — решили подойти к вопросу более локально. Сейчас организуем мастер-классы, лекции, приглашаем художников, которые работают с жителями.

— Как же вам удаётся вызвать их на контакт?

— Весь фестиваль построен на этом. Мы же сами не выбираем, с какими домами будем работать. Всегда начинаем со сбора заявок: расклеиваем афиши, даём интервью, сообщаем в Интернете. И когда получаем заявки, пытаемся понять людей, узнать историю их дома и бесплатно расписать его в соответствии с ней.

— Кто они, члены вашего объединения?

— Организация у нас небольшая, но фестиваль собирает вокруг себя много активистов — от волонтёров до жителей. Художники, администрация, домоуправляющие компании, организации, которые предоставляют нам вышки, материалы.

— С домоуправляющими компаниями иногда даже жители не могут найти общий язык…

— Парадоксальная ситуация, но пока мы работаем с искусством, изучаем и сферу ЖКХ. Без этого понимания невозможно работать в уличном пространстве. Мы познакомились с Национальной ассоциацией организаций ЖКХ, увидели все проблемы и с другой стороны. Одно дело, как это видят жители, а другое — коммунальщики. Им тоже непросто. Но они поняли и поддержали нас. И не потому, что мы бесплатно разрисовываем дома. Они увидели в этом потенциал. В Америке говорят: «Для танца нужны двое». И тут тоже. Без «обоюдной любви» жителей и ЖКХ ничего не получится.

Налицо наличники

— Сегодняшний этап фестиваля — работа с наличниками и фрагментами старинной резьбы…

— Это ещё один способ привлечения внимания к деревянной застройке. У нас проходит выставка «Налицо». Мы сравниваем домовую резьбу XIX века и современное уличное искусство. В нашем городе многие уличные художники работают с деревянной застройкой. Переосмысливают дерево, наличники, традиционную резьбу. Наличники — самая яркая часть дома, его глаза. Мы приглашали на лекции Ивана Хафизова, автора виртуального музея наличников России, главного популяризатора домовой резьбы в стране, ездили на экскурсии с Татьяной Нечаевой — специалистом по глухой резьбе Нижегородской области.

— На ваш взгляд, что ждёт культуру наличников сегодня, когда почти все перешли на пластиковые окна?

— Наличники, к слову, не так уж стары. Резной наличник появился в начале XIX века и всего лишь 100 лет существовал как традиция. Традиция, которая, кстати, своего апогея достигла именно в Нижегородской области. Когда вы приходите в Русский музей, в зале, посвящённом деревянному зодчеству, — наличники, привезённые из нашей области! Изучая резьбу, можно ограничиться только ей — у нас есть практически все её виды. А у наличников есть будущее, я уверен. Сегодня их активно реставрируют. Выкупают целые усадьбы с потрясающей резьбой и восстанавливают её по старым технологиям. А потом привлекают туристов и исследователей, создают социально-культурные проекты.

Жители дома на Нестерова пережили три поджога, один из которых привёл к взрыву бытового газа. Но они сохранили свой дом несмотря ни на что.

Неповторимое чудо

— Кстати, какие мотивы резьбы самые знаковые для нашей области? Листья и русалки?

— Это не русалки, это берегини. Всех запутал Пушкин! Русалки — утопленницы, они злые существа. Никто не будет изображать их на доме. А мотивов много. Один из главных — древо жизни. Оно есть на наличниках, столбах, слуховых окнах.

— Откуда взялись в резьбе львы?

— Это симбиоз христианской и языческой культур. Как и берегини, они — защитники дома. С одной стороны, лев — Христос, царь зверей и людей. Его сон нельзя потревожить, он — повелитель. Но в некоторых памятниках литературы лев — это Дьявол. Прожорливый, коварный, агрессивный, с гаремом львиц. Разумеется, в резьбе — первый вариант.

— А то, что на мастер-классах вы из старинных наличников делаете панно, не расцениваете как варварство?

— Все доски и элементы резьбы, с которыми мы работаем, от домов частично сгоревших или тех, что вскоре будут снесены. Так что мы их в какой-то степени спасаем от уничтожения. А знаете, что ещё интересно? Участники мастер-класса пытаются выпилить точно такой же элемент с помощью электролобзика и понимают: не выходит. А ведь прежде мастера это делали ручной пилой! Резьба надёжно хранит свои тайны.


Инсталляция «Колокол» в Арсенале была сделана из досок, которые её авторы собирали по всему Нижнему Новгороду. Авторы — Артём Филатов и Владимир Чернышов.


Артём Филатов, организатор фестиваля «Новый город: Древний».


Дом № 35 на улице Нестерова. Авторы росписи Тимофей Радя (Екатеринбург) и Стас Добрый (Москва).


Улица Гончарова, 8. Игорь Клон (Тель-Авив).

Фото Владимира Чернышова, Олеси Филатовой и из архива Артёма Филатова.

Теги: Культура

6162

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.