Если штрафы не пугают

07:01 — 13.10.2016

Если штрафы не пугают

Автор фото: Фото Натальи ЕРМАКОВОЙ. Коллаж Сергея КУРДАЕВА

Если штрафы не пугают

07:01 — 13.10.2016

И всё-таки лишать прав. В минувшую пятницу Госдума приняла законопроект о превращении водителей в пешеходов за три нарушения правил дорожного движения. Пока в первом чтении, но уже понятно, что зелёный свет дан и появление новой статьи в Кодексе об административных правонарушениях России — лишь вопрос времени. Причём тянуть вряд ли будут. Тема не то что созрела. Перезрела давно.

Всё нипочём

На самом деле в Кодексе об административных правонарушениях России есть статья «Лишение специального права», в которой говорится, что «лишенцем» можно стать за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Однако автомобилистам систематическое нарушение до сих пор ничем, кроме очередного штрафа, не грозило. То есть в законодательстве имелся пробел, который теперь и восполняется.

В Управлении Госавтоинспекции по Нижегородской области нам назвали такую цифру: в прошлом году 31,3 тысячи водителей совершили два и более нарушения правил дорожного движения. В целом по России 40 процентов ДТП происходит по вине автомобилистов, на которых уже не раз составлялись протоколы.

— Если человек один раз не понимает, второй, третий, то, видимо, надо применять к нему уже что-то более жёсткое, чем штраф, — комментирует заместитель начальника отдела пропаганды областного Управления Госавтоинспекции Дмитрий Мацкевич. — Тем более что штрафы многие автомобилисты просто не платят и продолжают ездить.

Нижегородские судебные приставы исполнительными листами от Госавтоинспекции по поводу неоплаченных штрафов уже просто завалены. В апреле этого года создали специальный отдел, который только их взысканием и занимается. В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области сообщили, что только к началу августа на исполнении было 611,7 тысячи производств о неоплаченных штрафах за нарушение дорожных правил. Это почти в три раза больше, чем в прошлом году. Водители задолжали 413,5 миллиона рублей. В прошлом году долг по штрафам был 166,4 миллиона.

Контрольный год

— В том, чтобы лишать прав за несколько нарушений, нет ничего нового: вспомните проколы в правах в советское время, — продолжает Дмитрий Мацкевич. — Так что такой способ воздействия на автомобилистов просто подтвердил свою правильность: мы к нему возвращаемся. Пора приводить нарушителей в чувство.

Законопроект был внесён в Госдуму в мае, и мы рассказывали о нём. Напомним: в списке нарушений, за трёхкратное совершение которых будут лишать прав, превышение скорости более чем на 40 км/ч, непредоставление преимущества пешеходам, нарушение правил пересечения железнодорожного пути, проезд на красный, невыполнение требования на перекрёстке уступить дорогу автомобилю, у которого преимущество в движении, — всего 16 составов. Нарушения, замеченные камерами фото-, видеофиксации нарушений, в расчёт брать не будут: за них, по закону, наказать можно только штрафом.

Лишать прав за три нарушения будут на год-полтора — как суд решит.

Работать новшество, видимо, будет так. Водитель допустил нарушение из чёрного списка, заплатил штраф. После этого в течение года он считается привлечённым к административной ответственности. Если за этот год он совершит ещё два нарушения из перечня новой административной статьи, то может «спешиваться». Если у нарушителя и так прав нет — оштрафуют на 10–30 тысяч рублей. В общем, у водителей пока есть время, чтобы соблюдение Правил дорожного движения стало хорошей привычкой.

Кстати

На Едином портале госуслуг заработал раздел с информацией о штрафах Госавтоинспекции и долгах, которые числятся по Федеральной службе судебных приставов. Не заплатил вовремя штраф — уходит бумага в службу судебных приставов. Система позволяет отслеживать всю информацию по штрафу и связанному с ним исполнительному листу. В новом разделе просроченный штраф Госавтоинспекции и относящийся к нему исполнительный лист Федеральной службы судебных приставов объединены. Как пояснили в федеральном Министерстве связи и массовых коммуникаций, это позволяет оплатить задолженность, автоматически закрыв штраф и исполнительное производство. Проверить, всё ли получилось, можно на сайте службы судебных приставов. Там есть раздел «Банк данных исполнительных производств». Достаточно внести свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, и информация, есть ли долги, — перед глазами.

Добавим, что в этом году произошёл значительный, на 74 процента, рост числа постановлений Госавтоинспекции о взыскании штрафов за нарушения правил дорожного движения, поступивших на принудительное исполнение в Федеральную службу судебных приставов. За полгода по стране возбуждено 14,6 миллиона исполнительных производств.

Фиолетовые ёлки

Лишение прав за неоднократное нарушение дорожных правил – норма во многих странах. А в Германии, чтобы права вернули, недостаточно просто отбыть определённое время пешеходом. Надо ещё пройти «идиотен тест».
Происходит это так: нарушил – прислали фото с камеры, квитанцию, оштрафовали (суммы гораздо больше, чем в России). Снова нарушил – оштрафовали. Третье нарушение. В этом случае власти считают, что если человек ни с первого, ни со второго раза не понял, то ему… э-э-э, надо к психологу. Автомобилиста лишат прав на три месяца и обяжут пройти «идиотен тест».
Чтобы к нему допустили, надо посетить у психолога 40 занятий. Каждое обойдётся в 100 евро. Нет денег? А это никого не интересует. Не надо нарушать. Побывал на занятии – ставят штампик. Собрал 40 штампиков – допущен к тесту. В нём могут быть десятки вопросов. Например, сколько яиц вы можете съесть на пустой желудок? Начали прикидывать? А правильный ответ – одно, потому что остальные будут уже не на пустой. Или можете ли вы носить воду в решете? Смеётесь? А правильный ответ – да, потому что вода может быть в виде льда. Сколько, спросят вас, в Германии поворотов? И отвечать надо, что два: правый и левый. Или такое задание: дадут фиолетовый карандаш и скажут нарисовать ёлку. Вы нарисовали роскошное дерево. А вам говорят, что вы тест не сдали: ёлки фиолетовыми не бывают! Тест может вообще закончиться, не начавшись. Человек входит в кабинет, ему говорят: «Почему вы вошли и дверь не закрыли?» Тот оборачивается – дверь закрыта. А ему: «Вот видите, уважаемый, вы даже не можете запомнить, закрыли ли дверь. Увидимся в следующий раз». А пока тест не пройдёшь, права не вернут. Так что соблюдать правила там проще, чем нарушать.

Теги: Транспорт

704

Комментирование данного материала запрещено администрацией.