Баллы тихой радости

07:01 — 13.10.2016

Их дружбе года не помеха.

Их дружбе года не помеха.

Автор фото: Наталья Ермакова

Баллы тихой радости

07:01 — 13.10.2016

Владимир Алексеевич Басманов и Иван Михайлович Гуков (на снимке слева) в своё время 10 лет вместе работали (один — директором «Борремфлота», другой — его замом по кадрам), а знакомы и того боле. Так что поговорить им есть о чём. Нынче, правда, Басманов к старому другу в канун его 80-летия заглянул, так что получился не вечер воспоминаний, а вроде как генеральная репетиция. В день юбилея, 7 октября, бывалому волгарю Гукову наверняка опять пришлось старые фотографии на свет божий извлекать…

Непраздное занятие

— Вообще-то нынешний год для меня не единожды юбилейный, — признаётся Иван Михайлович. — Шестьдесят лет назад я свою трудовую книжку на Борскую ремонтно-эксплуатационную базу флота им. Карла Маркса принёс, а тридцать лет назад меня на должность замдиректора «Борремфлота» по кадрам назначили. Про возраст свой уж молчу. Не каждый до 80 доживает. Так что самое время назад оглянуться, итоги подвести.

К слову, оценка собственной жизни в эти годы — занятие далеко не праздное. Именно эти баллы скрасят оставшиеся дни, наполнят их тихой радостью и спокойствием. У большинства достойных людей так бывает. И Гуков не исключение.

— Начало жизни у меня совсем невесёлое. Я ведь дитя войны. Родился в 1936-м в Псковской области, в небольшой деревеньке на границе с Белоруссией, — рассказывает Иван Михайлович. — В июне 41-го отца на фронт проводили и больше его не видели. Без вести пропал. А мы с мамой, сестрой и бабушкой лиха хлебнули. Три года под немцем жили. Скотины не было. Спасало зерно, которое перед войной в огороде закопали. Но всё равно казалось, что никогда хлебушка досыта не наемся. В Германию, Бог миловал, не угнали. Удалось из повозки убежать, когда уже на станцию везли. Освободила наше Ашково 12 июля 1944-го 150-я Идрицкая стрелковая дивизия. Между прочим, это её бойцы в 45-м на Рейхстаге расписались.

В начальную школу за два километра Иван только в девять лет пошёл, а семилетку в Идрице закончил. На пятёрки. Потом было речное училище в Риге. Трудовая жизнь. 58 лет на одном предприятии. Семейная… Тоже долгая и счастливая.

Как альбомы старые открою, сразу столько забытых чувств и событий оживают. Там утро жизни, сейчас — вечер. Так ниточка от начала к концу и тянется.

Иван Гуков

Наставник

Флотом Гуков с детства не грезил. В Рижское речное три друга рванули, узнав, что там не только учат, но и кормят, обмундирование выдают. Значит, жить можно. А полюбил свою профессию будущий судовой механик, когда пару лет на практике по Северной Двине поплавал. Первый год — кочегаром, второй — машинистом.

— После училища мне как отличнику сразу направление в Ленинградский водный институт дали, но я понял, что жизнь в Ленинграде не потяну, да и матери пора помогать, поэтому выбрал работу, — вспоминает Иван Михайлович.

— Распределили меня на Волгу на буксирный теплоход «Академик Королёв» вторым помощником механика. На другой год я уже первым поммеханика плавал, на третий — механиком, а на четвёртый… на берег сошёл. В затоне имени Карла Маркса механиком-наставником стал. Большую часть жизни, можно сказать, и пронаставничал. А ещё в Борском филиале Горьковского речного училища 25 лет экономику речного транспорта преподавал и десять лет партийной организацией завода руководил.

В Ленинградский водный Гуков всё-таки поступил. Потом, правда, в Горьковский водный перевёлся, диплом инженера получил. В 86-м, когда они уже на новой производственной базе — Борском судоремонтном заводе обустраивались, его замдиректора по кадрам назначили. А в 1993-м на базе их РЭБ имени Карла Маркса ОАО «Борремонт» образовалось. Так что вся трудовая жизнь Ивана Михайловича, можно сказать, на одном предприятии прошла. Менялись только должности.

— При мне и дизельный флот на реку пришёл, и самые мощные на Волге теплоходы-тягачи. Сам переучивался и других переучивал. А когда замом по кадрам назначили, в нагрузку ещё и заботу о ЖКХ дали, жилищное строительство. Хлопот всегда хватало. Но ни одной, даже самой трудной страницы я бы из своей речной биографии не выкинул, — говорит Иван Михайлович. И улыбается: Недаром же я «Почётный работник транспорта России».

Счастье — в привычном

Иван Михайлович и на пенсии сложа руки не сидит. Просто от одной формы активности к другой перешёл. Раньше кадрами заводскими руководил, а теперь ветеранами. Тоже заводскими. Счастье, как и все, в привычном находит — заботах любимой жены Любы (из Идриц в своё время привёз), успехах внучки, чтении книг, общении с друзьями. Возраст, конечно, даёт о себе знать. И усталь сердца, и усталь тела.

— Стараюсь как могу себя «будить»: зарядку по утрам делаю, память тренирую, в огороде копаюсь. А уж ветераны наши точно заснуть не дадут, — говорит он с улыбкой. — Жизнь ведь штука притягательная. Хлебушка я, может досыта, и наелся, а сказать, что нажился вдоволь, не могу.

453

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.