Закупки: яблочки раздора

07:01 — 11.10.2016

Закупки: яблочки раздора

Автор фото: Юрий Правдин

Закупки: яблочки раздора

07:01 — 11.10.2016

Система госзакупок как таковая — наиболее эффективный вариант как для экономии средств бюджетов, так и предпринимателей из числа тех, кто предпочитает зарабатывать без излишних рисков.

Только вот незадача: выстроить рабочий механизм так, чтобы он функционировал чётко и без сбоев, до сих пор не всегда получается. В общем, как говорил Виктор Черномырдин, хотели как лучше…

А вот о том, что из этого получилось, рассуждают наши эксперты.

Пыль по контракту

Нижегородский омбудсмен Павел Солодкий уверен, что малый бизнес, конечно же, должен занимать большую долю в закупках госкорпораций. Но, с другой стороны, наблюдается тенденция снижения качества поставок…

— Вот недавний пример: закупили сливочное масло для детсадов и школ. Цена приемлемая, не придерёшься, но стали проверять качество, а там — вообще другой продукт! — разводит руки Павел Михайлович. — Или ещё такой случай: вели закупку угля, выбрали не самый дешёвый вариант, а в итоге потребители получили угольную пыль вперемешку с песком. А недавно я обратился в прокуратуру области, чтобы провели проверку качества топлива для автотранспорта. Итог печален: качество низкое, поставляют не то, что указано в документах.

Ушлых предпринимателей хватает, едва ли не половина продуктов питания по госзакупкам — это вовсе не те товары, которые были заявлены изначально. Что и немудрено: на сегодняшний день существует более 200 площадок для заключения госконтрактов, следить за всем, что на них происходит, должен один профильный областной департамент. Да и коррупционная составляющая, по словам Павла Солодкого, по-прежнему достаточно высока.

Право на требования

— Мы также контролируем процесс закупок и выявляем нарушения, — вступает в разговор начальник отдела контроля за размещением государственных заказов нижегородского УФАС Светлана Кирьякова. — Проблемы, конечно, есть… Почти 700 обращений поступило к нам в этом году, основная претензия — неправомерность требований к участникам торгов. А процент жалоб на те или иные нарушения закона при выборе предмета закупки увеличился с 3 процентов в прошлом году до 20 в этом.

Нарушения идут и в части процедуры заключения контрактов, и в плане размещения информации на сайтах. Всё это приводит к уменьшению участников торгов. Иногда умышленно всё делается для того, чтобы на конкурс заявился один-единственный участник. Порой прописывают излишние требования к товарам и услугам, и практически невозможно проверить, насколько они соблюдаются.

Сферы нуждаются в органах

Ограничение числа участников торгов происходит и из-за того, что заказчик выбирает неправильный способ закупки. Тут самые больные сферы — вывоз мусора и строительные работы… Или заключение контракта каким-нибудь муниципалитетом якобы в связи с аварией, чего по факту не было. В общем, по мнению экспертов, без взаимодействия с правоохранительными органами специалистам по закупкам порой никак не обойтись.

Резюме напрашивается само собой: делёж рынка происходит ещё до начала закупок. Сговор существует между участниками и между участниками и заказчиками. Даже в УФАС не скрывают: его сотрудникам порой и «гонорар» предлагают, дабы отозвать ту или иную жалобу.

Верните деньги! С предоплатой

— В прошлом году Нижегородская область оказалась «впереди планеты всей» по невыплатам за выполненные контракты, причём не платят крупные монополисты, которые от безденежья не страдают, — поднимает другую, не менее острую, проблему Павел Солодкий. — Реестр должников уже насчитывает около 700 страниц! Я даже знаю, что на чёрном рынке Нижнего Новгорода такие долги продавались за 50 процентов от их стоимости. А суд — дело долгое, и даже в случае выигрыша бизнесмен получит помимо основной суммы максимум 10 процентов в виде штрафа. А ведь кредитоваться, чтобы выполнить госзаказ, порой приходится и под 20 процентов. В итоге, даже если заплатят, он всё равно останется в убытке. Я считаю, что штрафы, которые прописываются в договорах, должны быть процентов 30–40. Так сказать, чтобы точно неповадно было обманывать.

— А вот представители госкорпораций говорят обратное: мол, вопросы не к нам, это бизнес не выдерживает стандартов качества, не выдерживает сроков, — утверждает член президиума генерального совета «Деловой России» Елена Бочарова. — Вот так и жалуемся друг на друга. А тем временем надо признать, что рынок закупок у нас в России большой и «серый»…


Своими словами

Валерий Тарбеев, 
директор Агентства по развитию производства, конкуренции и кооперации:
– В части справедливости цены закон о госзакупках работает, но судя по мониторингу, проведённому в прошлом году, заявленному качеству не соответствовало более 60 процентов продукции. Правда, на сегодняшний день ситуация примерно в два раза лучше. Но ведь в каждый детский сад эксперта по качеству закупленных продуктов не посадишь! Особенно учитывая то обстоятельство, что на региональном рынке заказчиков насчитывается около пяти тысяч игроков. В законе есть термин – «недобросовестный поставщик». Бороться с такими тяжело. Вновь стать «добросовестным» очень просто – достаточно перерегистрировать свою фирму. Вот так и «вымываются» действительно честные поставщики из конкурсного процесса.
Сергей Баженов, 
заместитель министра экономики Нижегородской области:
– То, что количество жалоб растёт, не так уж и плохо. Значит, стороны пытаются отстоять свои права, а не спускают всё на тормозах. А вот большое количество непонятных площадок для торгов – фактор отрицательный, и с этим надо разбираться.
Но, похоже, этому в скором времени придёт конец, ибо с 1 января следующего года вступает в силу законодательный акт о нормировании закупок. Финансовый контроль за данным процессом будет более жёстким, санкции к нарушителям в виде существенных штрафов – тоже. Но тут очень важно вовремя донести до бизнес-сообщества информацию о грядущих изменениях.

Теги: Экономика

726

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.