Детали автопрома

07:01 — 11.10.2016

В регионе зафиксировано 329 организаций, которые по всем критериям подходят к определению «автопром».

В регионе зафиксировано 329 организаций, которые по всем критериям подходят к определению «автопром».

Автор фото: Юрий Правдин

Детали автопрома

07:01 — 11.10.2016

Только выход на новые рынки сбыта спасёт нижегородских производителей автокомпонентов. К такому выводу пришли участники профильной конференции, которая состоялась в рамках V Международного бизнес-саммита.

В рост ведёт локализация

Тон обсуждению задало краткое выступление начальника отдела региональных связей и работы с российскими формами-членами Российско-германской внешнеторговой палаты Сергея Быкова. Он констатировал, что иллюзий по поводу роста экономики в палате не питают. Но «люди уже адаптировались к нынешней ситуации. Причём лучше себя чувствуют те фирмы, которые сосредоточили большую часть производства на территории страны». Действительно, по словам уполномоченного палаты по Нижегородской области Олега Тимофеева, локализация в 80 процентов обеспечивает компаниям стабильный рост.

Оперативный директор концерна «Магна» в России Илья Смолин поддержал коллегу, напомнив ещё и про определённые преференции от государства в случае постепенного отказа от так называемого «отвёрточного производства».
Разумеется, нельзя обойтись и без но. В качестве оного выступает сам российский автомобильный рынок, который просел на 40–50 процентов по сравнению с докризисными годами. Восстановления пока не предвидится, тренд остаётся негативным, признал Илья Смолин.

В России — полушка, да рубль перевоз

Действительно, в условиях кризиса люди экономят, отказываясь от товаров «не первой необходимости». Без хлеба, соли, спичек не проживёшь, а бриллиантовое колье или роскошный лимузин могут и подождать. Так, автомобиль снова становится не средством передвижения, а роскошью.

В такой ситуации производителям автокомпонентов, как говорится, сам Бог велел заняться диверсификацией, то есть переходом на производство товаров народного потребления. Конечно, хорошо бы выйти со своей продукцией и на мировые рынки. Но, как признал представитель «Магны», проблемы с логистикой нивелируют преимущества размещения производства в России. Детали, выпускаемые здесь, дёшевы, а доставка их на сборочные производства Европы и США обойдётся в кругленькую сумму. Если бы провоз нашей продукции до границ России был бесплатным… Позволил себе помечтать Илья Смолин. И успокоил себя и коллег: «Дно уже очень близко. Дальше падать не будем. Два-три года стагнации — и начнётся рост».

Генеральный директор VolkswagengroupRus доктор Флориан Райтер поделился опытом своей компании по выживанию в сегодняшних условиях. Понимая, что у потенциальных покупателей нет денег на дорогие иномарки, здесь решили отказаться от сложных наворотов, пошли по пути упрощения изделий.

В Нижнем универсальность, в Калуге — грусть

Сходной логике экономии придерживаются владельцы автомобилестроительного бизнеса и в кадровой политике, рассказала руководитель офиса агентства «Анкор» в Нижнем Новгороде Марина Артемьева. По её словам, сейчас наблюдается отток специалистов. Да и сами компании без особого сожаления расстаются с кадрами, заменяя выбывающих их коллегами, подучившимися смежным специальностям. Таким образом, остающиеся превращаются в своеобразных «универсальных солдат».

А вот в Калуге, которая позиционируется как мекка сборочных производств, ситуация прямо противоположная: профессионалов катастрофически не хватает. По словам Олега Тимофеева, в областном центре с численностью населения в 400 тысяч человек нет ни культуры производства, ни квалифицированного персонала. Люди приезжают туда на работу из Москвы, Нижнего, других городов, известных своей автомобильной промышленностью.

— Сегодня иностранные производители уже грустят по поводу своего выбора Калуги как места для бизнеса, — констатировал Тимофеев.

Кластерный подход к субсидиям

Зато в Нижегородской области даже сегодня, по данным статистики, всё не так плохо. Объём производства транспортных средств и оборудования в первом полугодии 2016 года составил 72,4 миллиарда рублей, это на 15 процентов выше уровня прошлого года. Средняя зарплата в отрасли немного выросла и достигла 30,7 тысячи рублей. Производством автокомпонентов занимаются около сотни предприятий. Поддержка региональной индустрии со стороны областных властей ведётся по нескольким направлениям. Это реализация инновационных и инвестиционных проектов предприятий; льготы по модернизации и диверсификации производств, в том числе программ развития производительных сил территорий региона и т. д.

Недавно в регионе создано АНО «Агентство по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области». О его работе рассказал заместитель директора Николай Данилов.

Господдержка промышленных кластеров в России, по словам Данилова, имеет следующие особенности. Субсидии из федерального бюджета выделяются напрямую предприятию на основании соглашения с Минпромторгом России, причём соглашение заключается на весь срок реализации проекта (до 5 лет). Возвращается до половины от затрат предприятия. В 2016 году участник кластера мог претендовать на субсидию до 30 миллионов рублей. В дальнейшем планируется увеличить эту сумму (в среднем потребность составляет 50–80 миллионов в год).

Рулят роботы, работает человек

Для создания условий эффективного взаимодействия участников промышленного кластера и получения субсидий на возмещение части затрат совместных проектов образована ассоциация промышленного кластера Нижегородской области. Одним из её учредителей выступил Заволжский моторный завод. О первых успехах индустриального парка, образованного на территории ЗМЗ, рассказал генеральный директор Алексей Курбанаев. Завод получил статус официального поставщика одного из грантов мирового автопрома «Форд». На предприятии достигнута локализация производства в 80 процентов.

Но, признал Алексей Курбанаев, судя по тенденциям в автопроме, в нынешнем состоянии предприятию осталось жить лет 15. Курс на роботизацию приведёт к массовому сокращению производства во всем мире. По подсчётам специалистов, в среднем сейчас машина эксплуатируется только 10 процентов времени, остальное — простой. Поэтому автомобильный парк должен ужаться как минимум в десять раз.

Как видим, решение о создании на площадке ЗМЗ индустриального парка продиктовано необходимостью диверсификации производства. При этом потребность в квалифицированных кадрах не отпадает. Более того, гендиректор ЗМЗ высказал пожелание, чтобы в Заволжье был открыт ресурсный центр.

Так что безработица местным жителям, даже при поголовной замене нынешних машин роботами на колесах, не грозит.


573

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.