Царский подарок

07:01 — 01.10.2016

Основа выставки – картины художников-передвижников, которые и ввели понятие передвижной выставки в контекст культуры второй половины XIX века.

Основа выставки – картины художников-передвижников, которые и ввели понятие передвижной выставки в контекст культуры второй половины XIX века.

Автор фото: Фото автора.

Царский подарок

07:01 — 01.10.2016

30 полотен выдающихся русских живописцев из собрания Государственной Третьяковской галереи приехали в Нижегородский художественный музей.

Связь времён

Экспозиция, связавшая века и поколения, приурочена к 120-летию проведения в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки. Именно она в своё время стала точкой отсчёта для создания Нижегородского художественного музея. Ведь начало его коллекции положили как раз работы, подаренные городу после её завершения.

Тогда, в далёком 1896 году, на грандиозное событие приехали представители со всей страны. Для них и была организована выставка живописи. И вот — новая встреча с шедеврами.

— Нижнему Новгороду очень повезло, — считает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Работы подобного уровня в региональные музеи мы не возили. Для таких художников, как Врубель и Коровин, выставка 1896 года на Нижегородской ярмарке была поворотным пунктом в творчестве. Ваш музей, владеющий третьей в стране коллекцией русского искусства, всегда щедро предоставляет лучшие работы из своего собрания для наших выставок. Поэтому он достоин такого события.

Азбука классики

Посетители выставки получают редчайшую возможность увидеть знаковые шедевры русской живописи — картины Ильи Репина, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Валентина Серова, Константина Маковского, Исаака Левитана и других художников. Самым масштабным полотном экспозиции стал «Базар у пристани в Архангельске» Константина Коровина. Некоторые картины экспонируются в Нижнем Новгороде впервые: полотно «Степь» Михаила Врубеля и «Пустынник» Михаила Нестерова.

— Это царский подарок, который Третьяковская галерея сделала Нижегородскому государственному художественному музею, — уверена заместитель генерального директора музея по научной работе Ирина Кузнецова. — Для меня эта выставка — восстановление прерванной исторической связи. Картины несут особый энергетический посыл. Очень важно, что мощное классическое русское искусство показано в провинциальном городе. Оно цементирует историческое культурное пространство современной России.

Люди говорят

Светлана, студентка:

— Так уж случилось, что в Третьяковке я не была, поэтому не могла не прийти сюда. Удивительное чувство — видеть все эти картины вот так, рядом. Особенно поразили те, что не закрыты стеклом.

Сергей, менеджер:

— Может показаться странным, что я вот так, в обед, сюда прибежал, но очень хотелось увидеть Врубеля. По-настоящему увидеть, а не в книге сказок или на репродукции. Помните, в книжных магазинах такие огромные плакаты продавались с «Царевной Лебедь»? Картина эта для меня — загадка. И «Степь», что я сегодня увидел, тоже стала загадкой. Кто он, человек на картине? Он похож на сатира или фавна… И ещё интересно было посмотреть на раннего Абрама Архипова. Уже в «Подёнщицах» можно узнать черты прославивших его знаменитых пышных крестьянок в красных одеждах.

Ася, студентка:

— Очень понравилась мне картина Василия Бакшеева «Житейская проза». Посмотрите, как точно переданы настроения на лицах персонажей. И какое внимание у художника к деталям! Каждая бахромушка на скатерти прорисована, видно, что одна зацепляется за другую. Сразу вспомнила скатерть на столе моей бабушки — в детстве я любила распрямлять бахрому, а она вот так же сваливалась и цеплялась.

Елена Сергеевна, дизайнер:

— Эта выставка для меня — путешествие в детство. Помню, как в школе писала сочинение по картине «Устный счёт» Николая Богданова-Бельского. У всех детей на ней читаются разные эмоции. Один задумчив, другой напряжённо размышляет, третий подслушивает ответ. Учитель такой классический — чеховский или толстовский: сухой, педантичный, седенький, в очках… И, кажется, очень добрый. В Третьяковке я видела эту картину много лет назад, и вот встретилась с ней здесь, в родном городе. Такие чувства и воспоминания нахлынули — сама не ожидала!\

939

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.