Битва одиночеств

07:01 — 15.09.2016

Битва одиночеств

Автор фото: Фото предоставлено театром

Битва одиночеств

07:01 — 15.09.2016

Театральный сезон только начался, а нижегородский театр «Комедiя» представил уже вторую премьеру подряд. На этот раз на малой сцене. Это спектакль по пьесе Александра Гельмана «Скамейка», ставший бенефисом заслуженной артистки России Елены Ериной.

Атмосфера весны

Пьеса, написанная чуть больше 30 лет назад, активно ставилась не только в нашей стране, но и за рубежом. Её переосмысливали сотни режиссёров в десятках стран. И вот – скамейка снова ждёт посетителей парка маленького городка…

Изысканно выглядят декорации, придуманные художником-постановщиком Светланой Кисловой. Белая парковая скамейка, настоящие деревья, словно готовящиеся раскрыть почки в первые тёплые дни, белые призрачные тени от них, изящные фонари, горящие тёплым матовым светом. Идеальный антураж для истории любви.

Присоединяйтесь?

Сам же спектакль при просмотре вызывает двойное чувство. С одной стороны, это удовольствие от игры актёров Елены Ериной и Михаила Булатова, вложивших в своих героев всю душу, с другой – недоумение по поводу работы режиссёра Анны Артамоновой. Оно начинается с первой же сцены. Героиней, сидящей в рядах зрителей, давно никого не удивишь. А вот заигрыванием со зрителем, тем более на малой сцене… Оставив из пяти действующих лиц пьесы двух, режиссёр отправила героя общаться с публикой, которая в итоге с грехом пополам сыграла роли посетителей парка.

Кто-то из зрительниц тушевался и молчал, в недоумении глядя на пристающего к ним героя, наиболее смелые отвечали или прерывали общение в самом начале фразой «Я замужем!» Интересно, а если бы в первом ряду сидели одни мужчины…

На качелях чувств

Но, преодолев замешательство зрителей, актёры вступают в словесный поединок, наблюдать за которым – истинное наслаждение. Точно попадая в прекрасно выписанные драматургом образы, они проживают в спектакле целую жизнь. Волны эмоций захлёстывают их, а вместе с ними и зрителей, погружая в атмосферу восьмидесятых прошлого века. Таких далёких, и в то же время таких близких и понятных. Как тут ещё раз не убедиться, что чувства людей неизменны в любые времена и эпохи!

Случайная встреча выливается в разговор, ведущий героев к правде через взаимную ложь, иллюзии и разочарования.

Герой Михаила Булатова виртуозно врёт о себе, каждый раз по-разному, на ходу выдумывая легенды. Враньё типичное, но озарённое искрой творчества, не дающей «сорваться с крючка» мечтающей о счастье женщине. Она готова обманываться вновь и вновь ради мига мечты… Елена Ерина показывает свою героиню то безнадёжной рыдающей дурой, то суровой мстительницей, то, напротив, – защитницей и утешительницей, нежной, любящей, всепрощающей. В этом образе она словно собрала воедино всех женщин.

Весь спектакль актёры находятся на сцене и держат внимание зрителя, демонстрируя широчайшую палитру чувств. Надежда, доверие, ревность, обречённость… Разочарование от взаимных обманов, гнев, выливающийся время от времени в натуралистичные сцены избиения каблуком, катания по полу и чуть ли не убийства кирпичом, который падает на сцену с глухим стуком, не позволяющим усомниться в его подлинности. И снова надежда, доверие и очередная волна лжи и разоблачений.

Сырость

Для любого режиссёра работать с пьесой Гельмана – одно удовольствие. Он детально прописывает мельчайшие действия героев – от взглядов и интонаций до объятий и ударов сумочкой по голове. Но Анне Артамоновой прямых указаний мало. И то, что у автора по тексту лишь пустые угрозы про кирпич на шее и утопление, в красках проходит перед зрителем. Почему бы не облить артистку водой? И вот за сценой, куда с сумкой на шее, в которой кирпич, убегает героиня, слышится плеск воды. И герой несётся спасать утопающую. В итоге вместо пьесы Гельмана получается «Лес» Островского с несением неудавшейся утопленницы на руках.

Постоянные вскакивания героев на скамейку тоже выглядят странно, а уж бегание героини босиком в чулках по парку и вовсе удивляет. Советские женщины, даже работавшие на чулочных фабриках, не могли позволить себе подобное – слишком велик был риск порвать дефицитный предмет гардероба. Хорошо, что все эти нелепости уходят в тень, затмеваемые яркой и сочной актёрской игрой, ради которой и стоит сходить на этот спектакль.

Теги: Культура

1630

Комментарии (2):

11:08 — 24.09.16, Nlysiakova

Уважаемая, Ольга!
Как вы можете так критиковать режиссера спектакля "Скамейка" Анну Артамонову.
Весь негатив, который вы изливаете не соответствует действительности.
Ее работа в этой постановке более, чем удачная, как в прочем и все ее режиссерские работы.
Я смотрела несколько вариантов "Скамеки" с участием разных актеров и постановщиков, и могу с уверенностью сказать, что Артамонова А. поставила на малой сцене Нижегородской "Комедии" - это здорово! Стоит всем посмотреть. И не сколько не напрягает интерактив со зрителями, и "спецэффекты" с главными героями ит.д. Это видинье режиссера!
Не знаю, кто вам и сколько заплатили за эту грязную статью, но разрешите добавить, когда критикуешь, предлагай как сделать по другому. Но на это нужно хотя бы режиссерское образование!


17:29 — 24.09.16, Administrator

ОТВЕТ ОЛЬГИ:
Художнику по костюмам Наталье Лысяковой, не решившейся подписаться своим именем. Представьте себе, позволяю! Причём критикую даже гораздо более известных режиссёров, чем ваша подруга и коллега Анна Артамонова. Что даёт вам уверенность утверждать, что вы разбираетесь в театре лучше меня? Если мне не изменяет память, вы окончили Московский институт текстильной и лёгкой промышленности по специальности технолог-конструктор швейного производства? Из ваших профессиональных работ, сделанных без участия других художников, существует лишь одна - спектакль Анны Атрамоновой «Ваш Чехов», который она привозила в наш театр. Это вы считаете достаточным опытом, чтобы предъявлять мне обвинения? Сомнительно, что этого опыта достаточно для того, чтобы рассуждать о режиссуре и драматургии. Для этого, как вы справедливо заметили, нужно соответствующее образование. Пушкин писал в сходной ситуации «Суди, дружок, не свыше сапога!» (см. стихотворение «Сапожник»). Так что прежде чем писать тут всякие глупости, научитесь вести диалог и грамотно писать. Судя по тому, сколько ошибок в вашем послании, вам не превозносить начинающего режиссёра нужно, а взять в руки учебники по русскому языку, начиная с пятого класса, и прочитать их от корки до корки. Человек, разбирающийся в драматургии, режиссуре, театре, обязан быть грамотным. Тем более, если он - художник по костюмам, позиционирующий себя как художник в московском театре. Как выучите русский язык (хотя бы в рамках средней школы)– милости просим к обсуждению.
P.S. Кстати, мои познания достаточно широки в разных сферах, в том числе и в той, которая позволит привлечь вас за клевету, причём не только на меня конкретно, но и на издание, которое я представляю.

Отредактировано администрацией

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.