Остров Достоевского

07:01 — 08.09.2016

Макар и Федора (Василий Попенков и Василина Лещун). В их героях столько искренности и правды, что зритель полностью погружается в мир униженных, оскорблённых, но таких настоящих людей.

Макар и Федора (Василий Попенков и Василина Лещун). В их героях столько искренности и правды, что зритель полностью погружается в мир униженных, оскорблённых, но таких настоящих людей.

Автор фото: Татьяна ТОЩЕВИКОВА

Остров Достоевского

07:01 — 08.09.2016

Есть в Нижнем театр русской классики «Остров». Для многих он стал известен после своего совместного проекта с театром «Комедiя» — бенефиса заслуженного артиста России Василия Попенкова. Он выбрал для юбилея на родной сцене спектакль, поставленный в «Острове», — «Бедные люди» по Достоевскому, где сыграл Макара Девушкина.

Галерея одиночеств

Нечасто в нашем городе ставят Достоевского. И автор сложный, и играть его непросто, а уж зрителей на него собрать просто проблема. Всё это не испугало режиссёра, автора инсценировки, а заодно и руководителя театра, и его актрису Василину Лещун. Конечно, поставить роман в письмах без купюр — задача невыполнимая, но Василина очень нежно и трепетно отнеслась к тексту Достоевского. Да он и не был против импровизаций на свои произведения — наоборот, допускал полную свободу тех, кто желал работать над ними.

И вот из его романа на сцену вышли не только Макар Девушкин и Варенька, но и герои их писем. Сама Василина хороша в ролях тётки Анны, а особенно бабы Федоры. Поразительны её переходы от роли расчётливой, мерзкой и грубой сводни к образу доброй, уютной, пусть неграмотной, но искренней, преданной и справедливой служанки.

Нежна и трогательна Варенька — Анастасия Ампилогова. Кажется, что совершенно без труда даётся актрисе этот сложный образ. Остаётся только догадываться, каких трудов стоило ей сделать свою героиню такой настоящей, такой «истинно достоевской».

Ещё более сложная задача у актёров, играющих сразу по несколько ролей. Потому не всегда успевают они сменить одну личину на другую и сделать каждый из образов рельефным. Сергей Юдин наиболее убедителен в роли студента Пети. Искра любви, вспыхивающая на глазах зрителей между ним и Варенькой, делает ещё более трагичным этот образ нереализованных надежд. А Валерий Еруков хорош в образе Быкова, не оставляющего сомнений в мотиве истинной цели женитьбы на обесчещенной им девушке.

Мир маленьких людей

Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского оживает в этой постановке. Знаменитая музыка Альфреда Шнитке «Гоголь-сюита» из спектакля «Ревизская сказка», постоянно возникающая и снова ускользающая в этой постановке, как нельзя более к месту. Она рождает массу ассоциаций не только с эпохой, но и с гоголевскими героями.

Надрывно звучат слова Макара о его «Шинели». Растерянность и гнев в глазах героя. Не принимает он такую несправедливость, оскорбляется, узнавая в Башмачкине себя, называет «Шинель» злонамеренной книжкой, а зритель мгновенно проводит параллели между Макаром и Акакием Акакиевичем и видит, что они близнецы-братья. И тут же «Станционный смотритель», покоривший Макара образом Самсона Вырина. Одинокие, униженные, живущие в крайней нищете, но добрые, честные и чистые герои — отражения друг друга.

Быть может, слишком уж карикатурным, но зато очень убедительным стал центральный эпизод произведения Достоевского — встреча «маленького» чиновника с «его превосходительством». Макар Василия Попенкова здесь растерян, робок, жалок, потрясён страхом. Не верит он в своё маленькое счастье, получив 100 рублей от благодетеля. Мелочь для одного стала спасением для двоих маленьких людей.

Рыцарь

Но Макар Девушкин в исполнении Василия Попенкова не просто маленький человек. Он ещё и рыцарь, готовый к дуэли с превосходящим по силе противником. Бедный, но сумевший сохранить живую душу в мире трущоб и унижений, он готов за свою любовь сразиться хоть со всем миром. Он любит самозабвенно, держа свою тайную страсть под контролем и не признаваясь в своих чувствах даже Варе. Его жертвенность и бескорыстие воспринимаются в спектакле как нечто возвышающее, без грани юмора. Сегодня, когда часто Макара трактуют жалкой стареющей канцелярской крысой, тем самым «ловеласом», полюбившим нищую и обесчещенную сироту, Макар Попенкова нежный, искренний, чистый и вызывающий симпатию.

Актёр блестяще держит крупные планы, мгновенно меняет психологические полутона, никогда не срываясь на крик. Этой камерностью он покоряет зал. И сердце разрывается от сочувствия у зрителей, понимающих, что разлука Макара и Вареньки станет вечной, а он не сможет жить без своей любви, такой простой, такой чистой и такой безнадёжной…

После такого спектакля хочется прийти, взять с полки книгу и перечитать полузабытые строки.

Теги: Культура

1423

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.