Сложная Средняя Азия

07:01 — 01.09.2016

Сложная Средняя Азия

Сложная Средняя Азия

07:01 — 01.09.2016

В конце прошлой недели из глубин Средней Азии пришли тревожные слухи о тяжёлом состоянии одного из столпов региона, президента Узбекистана Ислама Каримова. В отличие от предыдущих подобных случаев слухи эти вскоре подтвердились. О госпитализации президента сообщила его дочь Лола Каримова-Тилляева, кабинет министров выпустил официальное заявление. Стало понятно, что всё очень серьёзно и страна готовится к смене власти. Потенциально способной привести к эпохальным сдвигам в регионе. А позавчера средства массовой информации сообщили о смерти Каримова.

Предпоследний из советских

Ислам Каримов — один из двух остававшихся на постсоветском пространстве руководителей, пришедших к власти в своей стране во времена Советского Союза. Второй — Нурсултан Назарбаев. Только эти два политических мастодонта возглавили Узбекскую и Казахскую Советские Социалистические Республики соответственно в конце 1980-х, удержались у власти в момент краха Союза, прошли период становления независимых государств и сумели сохранить их в относительной стабильности. По сравнению с другими постсоветскими регионами, тем же Таджикистаном, пережившим гражданскую войну. Или с Закавказьем. Или с Приднестровьем. Про Украину напоминать излишне.

Но всё заканчивается — даже время таких матёрых вождей, начинавших править ещё тогда, когда изрядной части их подданных не было даже в проекте. Уже сменились власти в соседних Таджикистане и Туркменистане, не по разу в Киргизии и прочих постсоветских странах. Пришло время последних лидеров, вышедших из руин советской империи. Окружение президента Каримова занято подготовкой смены власти. Надо думать, этим же сейчас озабочены и в Казахстане. Хотя ситуация там не столь критична, как в Узбекистане, но и Нурсултан Назарбаев тоже далеко не молод, так что рано ли поздно России придётся иметь дело с новыми лидерами Средней Азии.

Статус-кво

В персоналистских режимах, как в государствах Средней Азии (за исключением, может быть, Киргизии), очень многое зависит от личности правителя. Включая внешнеполитический курс. Каримов не был таким близким и верным союзником России, как Нурсултан Назарбаев. И не входит Узбекистан ни в ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ни в Таможенный союз, ни даже в ЕАЭС (Евразийский экономический союз). С другой стороны, Узбекистан — один из членов Шанхайской организации сотрудничества, а значит, Ташкент готов участвовать в системе безопасности региона, выстраиваемой, помимо России, ещё и Китаем с Индией.

Отвечает ли это интересам России, вопрос дискуссионный. Но скорее всё-таки да, чем нет. У России нет ни прямой принципиальной заинтересованности в Узбекистане, ни каких-то глобальных бизнес-интересов или политических намерений. Для России критически важно лишь поддержание стабильности в регионе, чтобы, в частности, в Узбекистане, в 32-миллионной стране с небогатым и разноплеменным населением, не начались конфликты и столкновения.

До самого последнего времени Каримову удавалось справляться с этим. Твёрдой рукой он поддерживал порядок в стране, пресекая в зародыше волнения и столкновения на межэтнической и религиозной почве — и Москву это вполне устраивало. Да, приезжие из Узбекистана составляют большую часть мигрантов в России, включая нелегальных. Но пока российские службы с их потоком справляются. А вот что бы случилось, если бы власть в Узбекистане ослабела и толпы обнищавшего населения, не сдерживаемого властной рукой Каримова, хлынули бы в поисках заработка на север, представить, конечно, можно, но не хочется.

На перекрёстке трёх путей

В общем, смена власти в Узбекистане — это не абстрактный сюжет из эфира «Международной панорамы», а животрепещущая и весьма чувствительная для России тема. Москва заинтересована в как можно более плавном и аккуратном транзите власти в Узбекистане, в предотвращении любых критических сценариев развития ситуации, связанных с бунтом недовольных и мятежами обездоленных.

Кстати, в этом же заинтересован и Китай, у которого свои намерения и планы на Среднюю Азию. Великий Шёлковый путь, анонсированный Пекином, формально проходит мимо Узбекистана, но фактически весьма и весьма зависит от общей ситуации во всей Средней Азии. Китаю, как и России, нужна стабильность в регионе. Китаю, как и России, нужно справляться с исламскими экстремистами на дальних подступах. А Средняя Азия — она ведь практически у границ обоих государств, и оба поэтому заинтересованы в поддержании мира и стабильности в регионе.

Насчёт третьего внешнего игрока — США — говорить что-либо с уверенностью пока не приходится. Едва ли Соединённые Штаты так же заинтересованы в стабильности, как Россия с Китаем, но принципиально повлиять на ситуацию и процессы в Узбекистане они вряд ли могут: слишком специфичная культура, слишком закрытая страна, элиты которой, кстати, достаточно трезво оценивают своё положение. Неслучайно ведь, что наиболее возможного преемника Каримова, премьер-министра Шавката Мирзияева, одни эксперты считают «пророссийским», другие — «прокитайским», но никто — «проамериканским». Если именно он и возглавит страну, Узбекистан, с большой долей вероятности, переживёт смену власти достаточно безболезненно: с помощью Москвы и Пекина избежит кризисов и катаклизмов по типу сирийского или украинского. Выиграют от этого все. Кроме смутьянов и провокаторов.

В стране и в мире

Военная тайна

Проверка боеготовности российской армии, начатая на прошлой неделе с участием войск Южного, Западного и Центрального военных округов, на этой коснулась и других служб. К смотру привлекли ряд органов исполнительной власти в регионах, оборонных предприятий, сугубо гражданские ведомства — Минкомсвязи, Минпромторг, Минфин и даже Центральный банк.

Участие Центробанка было официально обосновано тем, что ему впервые предстоит решать «вопросы финансового обеспечения войск в отрыве от постоянных пунктов дислокации», с привлечением полевых учреждений Банка России. Для таких масштабных манёвров, которые проходили все последние дни и уже вызвали «озабоченность Пентагона», заявленная роль Центробанка выглядит узковато. Наверняка проверяли что-то ещё, хотя широкая публика об этом, понятное дело, вряд ли узнает. Военная тайна.

Незалежный плагиат

Трёх недель не прошло, как Владимир Путин сменил главу своей администрации, а у него уже нашёлся подражатель. Пётр Порошенко отправил в отставку главу администрации Ложкина. Причём тоже объясняя это собственным желанием последнего. И что уж совсем забавно, отправленный в отставку Ложкин собирается руководить Национальным инвестиционным советом. Видимо, по примеру другого уволенного главы кремлёвской администрации — Александра Волошина, когда-то работавшего над созданием Международного финансового центра в Москве.

1211

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.