Секреты волшебства

07:01 — 01.09.2016

Секреты волшебства

Автор фото: Фото из архива Александра Гарьянова

Секреты волшебства

07:01 — 01.09.2016

Театр юного зрителя знаком, наверное, почти каждому нижегородцу. Даже если он вовсе не заядлый театрал, в школьные годы, за редким исключением, бывал там со своим классом и сохранил впечатления не только об увиденном спектакле, но и о сказочной лестнице, прудике с рыбками и удивительном зимнем саде.

Оживить палку

В момент, когда вся эта сказка находилась практически на краю гибели, в театр пришёл новый директор – Александр Гарьянов, и вот снова зазеленел сад, заплескались рыбки, появились спектакли, на которые не достать билет. Свой юбилей директор детского театра празднует накануне Дня знаний, и это сочетание праздников не кажется случайным: наверное, ни один директор не руководил таким количеством театров для детей, иногда, как волшебник, практически вдыхая в них новую жизнь.

– Александр Сергеевич, наверняка в детстве радость от дня рождения смешивалась с целым ворохом чувств по поводу начала учебного года. А кем вы хотели стать, когда были школьником?

– Первое время – лётчиком. Театр возник случайно. Наша учительница по русскому языку и литературе часто ставила с нами разные сценки, я успешно выступал в школьном драмкружке. Это привело меня в театральную студию при дзержинском Дворце культуры химиков, а оттуда – в театральное училище. Поступал я на драму – не прошёл, расстроенный пошёл на кукольное отделение, а потом куклы меня просто заворожили! Это счастье – оживить палку: руками и голосом поймать характер куклы!

Главное – когда видишь, что в зале дети смеются или переживают за героев. Ради этого мы и работаем.

– Что главное для артиста-кукольника? Не зря же шутят, что за ширмой его никто не видит и даже поклонницы у театра не роятся.

– Кукольники – трудяги. Они могут работать и на драматической сцене, и в кукольном театре, а попутно освоить и другие профессии. Вот посмотрите – Дмитрий Иванович Коновалов – директор нашего театра комедии, вышел «из кукол». Директор театра драмы – Борис Петрович Кайнов – тоже окончил кукольное.

– Почему после училища вы не остались в Горьком?

– У нас было чёткое распределение – я попал в Тюменский театр кукол. Самые интересные роли для меня были в спектакле для взрослых «Забыть Герострата», который мы показывали на всех фестивалях и гастролях. Я исполнял там три роли, в том числе и ростовщика Крисиппа (мы играли живым планом в греческих масках). Он хромал, был хитрым и сиплым, с огромным кривым носом! А с детскими спектаклями объехали все города севера Тюменской области.

– Что же вас побудило всё бросить и помчаться за 600 км в Магнитогорск?

– Театр «Буратино». Это был самый известный кукольный театр в мире. В мире! Там были потрясающие актёры и самый известный режиссёр – Виктор Львович Шрайман. Меня пригласили временно, а потом дали квартиру – то есть перекупили. Ну как тут устоишь! А потом я стал директором этого театра.

Стажировка в Лондоне

– Я мечтал поступить в знаменитый Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, на экономику и организацию театра. Но в итоге экономическое образование получил в Институте инновационных программ «Интерстудио», у Елены Александровны Левшиной. А мой педагог – Геннадий Григорьевич Дадамян – гений театральной экономики. Это человек с потрясающей памятью. Он помнит наизусть всё, что прочитал, начиная с пяти лет. Знает все экономические и технические показатели всех театров, и до сих пор мы постоянно учимся у него! Приехать к Дадамяну на семинар без каких-то результатов стыдно. По пять дней он читает нам лекции, берёт на стажировку в Лондон.

– В Лондон?

– Там безумно интересно. Там другая структура менеджмента театра, там нет государственных. Мы были на удивительном спектакле «Король Лев». Это мировое шоу, которое идёт 17 лет, и всегда 2000 мест в зале заняты! За всё там несёт ответственность продюсер. А в театрах используют удивительные технологии, до которых нашим театрам идти ещё лет восемьдесят.

– Но в Сарове, где вы тоже были директором театра, производят самое современное оборудование для театров всей страны?

– Увы, и оно устаревает. Технологии, что используются на Западе, развиваются очень стремительно.

Держать ритм

– При словах «директор кукольного театра» у всех, воспитанных на сказке про Буратино, возникает образ Карабаса Барабаса. Вы работали директором в самых известных кукольных детских театрах страны, в том числе и нижегородском. В чём особенность театров для детей?

– Никогда не думал, что буду директором – так получилось. Попросили временно, но оказалось, что нет ничего более постоянного, чем временное. Куклы-то – моё, родное, что попаду в ТЮЗ или в драму, никогда не думал. Работать для детей – это счастье. Я прихожу в зал и смотрю со световой ложи, как они реагируют на спектакль. Если начинают шуметь и возиться – значит, что-то не так: или режиссёр ошибся, или актёры потеряли темпо-ритм. И надо исправить эту ошибку. Вот и весь секрет. Главное удовольствие для директора – видеть, как дети выходят счастливыми после спектакля.

– Сейчас, в эпоху Интернета, 3D-фильмов и компьютерных игр, как заманить ребёнка в театр?

– Нужна потрясающая смена ритма. «Матушка Крапива» – очень сложный драматический спектакль. Но режиссёр выстроил всё так, что его смотрят. Дети обожают «Бременских музыкантов». Настоящий оркестр, все поют вживую и играют с удовольствием. И дети ходят на него по три, по пять раз! У каждого театра свои секреты.

– Какой из спектаклей вашего театра удивил вас как директора?

– Обожаю «Бременских музыкантов» и «Ужин дураков». Именно к ним относится понятие «зритель голосует ногами»: на них билеты в кассе проданы чуть не за месяц.

– Сейчас многие театры отказываются от посещений классами, делая ставку на посещения с родителями. А ваше мнение об этом?

– Всё зависит от качества спектакля. Если детям интересно, они придут ещё и ещё. Смысл водить классы есть. Например, папа с мамой всегда на работе, им некогда выйти с ребёнком. А сходив в театр со школой, он может заинтересоваться и начнёт стремиться к нам ещё и ещё – тогда уже родители его поведут.

– Ваш взгляд на постановки по произведениям из школьной программы в репертуаре детского театра?

– Мы поставили «Горе от ума». Зал на 805 мест. Я страшно беспокоился и упрашивал режиссёра сделать спекталь более камерным. Боялся, что не выдержим мы школьников на классике. Но оказалось, что они смотрят его на одном дыхании. Для меня это загадка. Режиссёр «поймал» зрителя. Так что всё возможно!


Вот таким малышом мечтал Александр Сергеевич о профессии лётчика


Спектакль «Бременские музыканты» сегодня – самый популярный у маленьких зрителей театра

Теги: Театр, Культура

1352

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.