Мызинский Городничий

07:01 — 25.08.2016

Мызинский Городничий

Автор фото: Фото из архива театра комедии

Мызинский Городничий

07:01 — 25.08.2016

Василий Попенков – артист, в воспоминаниях которого город Горький 60–70-х годов, уютный и застроенный двухэтажными особняками, становится живым и зримым. Таинственными нитями судьбы сплетён с историей родного города его путь в профессию, приведший в театр комедии… и к филфаковскому диплому!

Внук гитариста

– Василий Анатольевич, я слышала, что у вас в роду уже были артисты.

– У меня есть фотография начала 19 века, пацан на ней – мой дедушка по материнской линии, Николай Исидорович Зыбцев, ставший известным гитаристом в Москве. У него была шикарная гитара с двумя грифами. И только сейчас я понял, что дед был артист…

– Какие самые яркие впечатления остались у вас из детства?

– Жили мы с бабушкой на углу Невзоровых и Полтавской. Тогда там не стояло огромных домов, только двухэтажные деревянные домики. Внизу в нашем доме была булочная. Когда-то ей владели мои прадед и прабабушка. Перед войной семья занимала весь второй этаж этого дома, а когда началась война, бабушка уехала в деревню, чтобы хоть как-то прокормить семью, а мать осталась одна. Все комнаты у неё отобрали под беженцев – она выбрала себе самую тёплую, но маленькую. При бомбёжках тушила зажигательные бомбы над ней на крыше. После войны родился я, семья вернулась, но назад комнаты никто не отдал, так и жили все вместе в небольшой комнатке на втором этаже. Мама, сестра Люся, бабушка (её второй муж был танкистом и сгорел в танке). Я спал на круглом столе, потому что больше было негде. Естественно, когда в маленькой комнатке живёт толпа народу, начинаются разногласия. Даже делили комнату мелом: вот за это не заходи – это моя половина! В первый класс я пошёл в 7-ю школу, напротив оперного театра (сейчас там технический лицей), потом в 17-ю.

– Как же вы, житель центра, попали в Приокский район?

– Мама окончила политех, стала старшим технологом на заводе имени Ленина. Ей дали комнату на Мызе, в бараке на Азовской улице, которую построили немцы, и мы переехали. Я попал в 45-ю школу. Мой классный руководитель Тамара Ивановна Горькова – самый любимый педагог. Сегодня ей 90 с лишним лет, мы часто созваниваемся и собираемся у неё с одноклассниками. Каждое лето я проводил на пляже на Мызе. Один раз чуть не утонул, но потом даже стал переплывать Оку. Невероятно страшно, когда на тебя летит «Метеор», но здорово!

– Почему же не стали пловцом?

– Спорт меня не привлекал. А вот клуб имени Кринова рядом с домом… Мама мечтала, чтобы я играл на пианино, купила мне его, и до сих пор оно стоит, как память о ней. Но пианистом я тоже не стал. Зато попал в кружок Софии Константиновны Дашковской, актрисы театра драмы. Мне предложили главную роль, которую я сыграл перед всей нашей школой. Это и привело меня в театральное училище, к Ефиму Давидовичу Табачникову. Тогда училище было в церкви Жён-Мироносиц на Добролюбова. Там я учился три года. И только в последний год учёбы мы переехали в здание на Фигнер.

Кемская волость и филфак

– Сразу после дипломного спектакля меня забрали в армию. Служил я в Карелии и влюбился в её красоту. Попал в Кемь, в тайгу. Есть популярная легенда о происхождении названия города. Якобы императрица Екатерина II, ссылая особо провинившихся, писала на монарших указах резолюцию: «Отправить к … матери», и так появилась Кемь.

– А в Горький не вернулись?

– Вернулся, пришёл в драму, куда меня пригласил Табачников, но жить было негде. И я поехал в Киров, отработал три года, уехал в Липецк, где сыграл Паратова в «Бесприданнице», после семи лет там получил квартиру, обменял её на такую же в Нижнем, на улице Терешковой, и пришёл в театр комедии. Завлитом! А через неделю уже служил актёром… и поступил на филфак.

– Зачем?

– На спор! Мне исполнилось 33 года, и один человек утверждал, что я уже никуда не смогу поступить. Ах так?! Я поступил. Даже не представлял, что нужно учить столько языков. Сложно было, но диплом защитил на отлично – на тему «Нравственные позиции героев Вампилова». Был очарован этим писателем.

– Какие из ролей, сыгранных в нашем театре комедии, запали в душу?

– Первая – в «Городе без любви». Дюруа в «Милом друге» и роль Михаила Зощенко, которого я сыграл даже в двух спектаклях: в старом здании в постановке «Деньги, любовь, коварство и удивительные приключения» и в новом в «Пущай смеются». Жаль, что спектакль шёл недолго, как и «Ревизор», где я играл Городничего.

– Вы с такой лёгкостью и апломбом исполняете роль белого офицера в недавней премьере спектакля «Мы жили тогда на планете другой», что, даже несмотря на ваш рассказ, кажется, что в роду у вас были дворяне.

– Дворяне? Не знаю… Точно были извозчики на Рождественской! А прабабушка управляла хозяйством у Рукавишниковых, но дворянкой вроде не была.

– Кстати, об управлении. Вы почти десять лет были директором театра комедии, а потом опять стали в нём просто актёром.

– Это были 90-е годы. Не самое лучшее время для директорствования. Мне сказали: не согласитесь быть директором – театр придётся расформировывать. Здания, по сути, не было, оно разваливалось. Делал ремонт за счёт друга из реставрационной мастерской – он согласился крышу досками перекрыть. Потом был пожар… Мэры менялись один за другим, поддержки никакой. А когда Лебедев построил новый театр, я с радостью вновь стал просто актёром.

Дорогой Бунина

– Что из сегодняшних ролей вам близко?

– Очень нравится роль в спектакле «Мы жили тогда на планете другой». Что-то очень созвучное я в нём чувствую. Лет в тридцать я читал Бунина, и почему-то захотелось его выучить. Именно это. И вот случилось. Неожиданной стала для меня роль Тимура, царя Астраханского, в «Турандот». Всё началось с того, что костюмер сказала: о, его можно голым на сцену выпустить… И выпустили, чтобы голого царя пытать! – смеётся Василий Анатольевич.

– Говорят, к своему юбилею поклонникам вы приготовили сюрприз. Какой же?

– Сегодня мы работаем над совместным проектом театров «Комедiя» и «Остров» – спектаклем «Бедные люди» по Достоевскому. Я там играю Макара Девушкина. Мы его показали уже несколько раз на разных площадках – везде принимают на ура. Поэтому именно его и выбрал для бенефиса.

70-летие заслуженный артист России Василий Попенков отпразднует на сцене родного театра 30 августа бенефисом в спектакле «Бедные люди».




Василий Попенков в роли офицера Белой армии в спектакле про жизнь эмигрантов «Мы жили тогда на планете другой»


Теги: Театр, Культура

1406

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.