«Глаз» в соседней машине

07:01 — 25.08.2016

«Глаз» в соседней машине

Автор фото: Юрий Правдин, коллаж Сергея Курдаева

«Глаз» в соседней машине

07:01 — 25.08.2016

Достал смартфон, снял нарушение правил на дороге – этого будет достаточно, чтобы нарушителя наказать. Без всяких заявлений и протоколов. Министерство внутренних дел разработало на этот счёт законопроект. Завтра заканчивается его общественное обсуждение. На федеральном портале, где документ выложен, он в лидерах по числу просмотров.

Спецприложение

Снимать нарушения можно будет с помощью специального мобильного приложения. Его разрабатывает федеральное Министерство связи и массовых коммуникаций. Приложение будет доступно на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Через этот ресурс фото и видеозаписи нарушений дорожных правил и будут передаваться.

Материалы защитят от внесения изменений. В законопроекте говорится, что приложение должно будет идентифицировать того, кто снимает, обеспечивать достоверность времени и места фиксации нарушения, целостность записи.

Фото и видео нарушений можно отправлять в Госинспекцию и сейчас. Но это долгая история. По полицейскому регламенту, такие записи «подлежат рассмотрению лишь в совокупности с иными материалами (свидетельскими показаниями, объяснениями лиц, в отношении которых ведётся проверка)». Надо написать заявление да потом ещё явиться в качестве свидетеля. По новой системе ничего этого не потребуется. Правда, оговорка: полученные от граждан материалы будут проверены уполномоченным должностным лицом, чтобы установить, достаточно ли их для привлечения нарушителя к ответственности.

Не по всем статьям

Наказывать по фото и видео с мобильного приложения будут не за любое нарушение, а только по семи административным статьям:

– нарушение правил движения через железнодорожные пути;

– проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;

– нарушение правил проезда перекрестков;

– нарушение правил маневрирования;

– нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона;

– несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги;

– непредоставление преимущества пешеходам или иным участникам дорожного движения.

Причём у большинства статей взяты лишь отдельные части.

Штрафовать будут «собственников (владельцев) транспортных средств».

Помощь или «разборки»?

Нечто похожее в стране есть и сейчас, правда на уровне гражданской инициативы, напрямую с МВД это не связано. В столице – проект «Помощник Москвы»: с мобильным приложением можно фиксировать нарушения в зоне платной парковки. В Татарстане – проект «Народный инспектор». Так что вроде бы сама жизнь подсказывает.

Всего в законопроекте указано 11 составов правонарушений.

Предложение, однако, встретили неоднозначно.

– Большой необходимости в такой новации не вижу. На дорогах установлено достаточное количество комплексов фиксации нарушений, – прокомментировал нам законопроект нижегородский адвокат Иван Трунов, специализирующийся на делах по дорожно-транспортным происшествиям. – А если участники движения ещё сами начнут друг друга снимать, это станет дополнительным фактором напряжения на дороге, будет нервировать людей. Кроме того, я считаю, такой метод начнут использовать при сведении счётов друг с другом.

Критики законопроекта также считают, что возможность что-то снять на дороге станет отвлекать водителей от управления. А ещё – что новая система может вызвать волну «разборок» разоблачённых нарушителей с «излишне бдительными» гражданами и поэтому вряд ли окажется популярной.

В МВД же уверены, что абсолютное большинство водителей и пешеходов заинтересованы в том, чтобы дорога была безопасной для них лично и их близких, и поэтому помогут сотрудникам Госавтоинспекции. А понимание того, что в любой момент тебя может кто-то снять и придёт «письмо счастья», начнёт дисциплинировать, удерживать от нарушений.

После общественного обсуждения законопроект об изменении Кодекса об административных правонарушениях России направят в Госдуму, где, по всей видимости, тянуть с рассмотрением не будут: разработка и применение мобильного приложения – поручение, которое прозвучало на заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения 14 марта этого года.

Только цифры

Насколько вырастет число постановлений о штрафах, если водители и пешеходы начнут активно присылать записи нарушений, остаётся гадать. И в первую очередь задуматься об этом придётся, видимо, службе судебных приставов. В мае этого года в Управлении ФССП по Нижегородской области создали новый отдел, который занимается только взысканием административных штрафов. К началу августа на исполнении у судебных приставов в регионе было свыше 611,7 тысячи исполнительных производств по взысканию штрафов Госавтоинспекции. В прошлом году было почти в три раза меньше – 209 тысяч. И сумма долга тогда была 166,4 миллиона рублей. А теперь – 413,5 миллиона.

Теги: Транспорт

732

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.